Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.


казенное образовательное учреждение Омской области «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа
психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.
Составила: педагог – психолог
Пуссь Алена Анатольевна
Пояснительная записка.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.
Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к ценности, основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, развитию генофонда, творчества и духовности человека.
Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным лишь десять процентов выпускников школ практически здоровы, 60 процентов школьников хронически больны и(или) страдают нервно-психическими расстройствами, у них отсутствует мотивация здорового образа жизни.
Программа профилактической направленности по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни детей, оказания психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении, на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30.05.2011, утвержденного 07.06.2011 № ПР-1580 ГС,
Цель психологического сопровождения :
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей «группы риска»:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
НАПРАВЛЕНИЯ
ДИАГНОСТИКА
психол. особенности детско-родит. отношении, стиля сем. воспитания
I этап
Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии)
Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы
II этап
ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Журнал учета всех видов деятельности
III этап
Изучение анамнестических данных
Заполнение протоколов индивидуального обследования
Коррекционно-развив. работа
Групповая форма работы
Подгрупповая форма работы
Индивидуал. форма работы
Консультиров. педагогов
Консультиров. родителей
Коррекция комму-никативн. навыков
Развитие межлич- ностных взаимоотн.
Эмоционально-волевой сферы
Развитие познават. способ.
Консультации, семинары
Взаимопосещ. уроков
Межпредметн. интеграции
Родительские собрания
Консультаций
Участие в ШМО
Участие в педсоветах
Самообразование
Методическая работа
межличностные взаимоотношен.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Динамическое обследование
Углубленная диагност.
Первичная диагност.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ
изучение эмоц.-волевой сферы
личностные особенности
изучение познават. сферы
Итоговая диагностика
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1 определение психологического статуса учащихся 2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учщихся с учетом патологии
ШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ

Журнал индивидуальных форм работы
Журнал групповых форм работы
В диагностике используются следующие методы психологического обследования:
Изучение документации;
Метод беседы;
Изучение результатов деятельности детей;
Метод наблюдения;
Метод тестирования;
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Диагностика осуществляется в двух формах
Групповая диагностика Индивидуальная диагностика
-исследование уровня психоэмоционального развития детей;
-исследование межличностных особенностей в классе (группе) Что исследуем - углубленное исследование оценки состояний ребёнка и его особенностей
Выделение детей, которые по каким-либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы Задачи Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка
Начало, середина, конец учебного кода Врем проведения диагностики В течение учебного года
Работа по школьному плану Причины проведения Работа по запросам: - от педагогов
- от родителей
- анализ результата наблюдения психолога
- вводная (первичная)
- адаптация первых классов
- переход из младшего звена в среднее
- динамическая (по итогам середины и конца года) Виды диагностики - по запросу
- динамическая (по итогам середины и конца года)
- наблюдение
- изучение документации (анамнеза)
- тестирование Методы диагностики - психологический анамнез
- беседа (с родителями и ребенком)
- изучение результатов деятельности
- тестирование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Цели коррекционно-развивающей деятельности
Определение, разработка и реализация эффективных мер и условий (развивающей среды) психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами нарушении Оказание психологической помощи детям, их родителям и педагогам при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, что негативно влияет на психическое развитие
Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя:
Системное сопровождение детей (развивающая деятельность) – ориентированно на создание социально-психологических условии для целостного развития школьников
Индивидуальное сопровождение детей (коррекционная деятельность) – ориентированно в процессе целостного развития школьников на решение конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Выработка рекомендации
Родительские собрания


Формы взаимодействия

Памятки для родителей
Индивидуальные консультации

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Выработка рекомендации (на школьном консилиуме)
Педагогический совет


Формы взаимодействия

Памятки для педагогов
Индивидуальные консультации

Первый этап программы ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Основное содержание работы первого этапа:
- совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
- развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
расширение общего кругозора;
- формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы:
- развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
- формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
- развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
- коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.
Третий этап – развитие коммуникативных умений. Проблема общения становится актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности.
Содержание работы:
- формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
- развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
- развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Четвертый этап – направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.
Основное содержание работы:
проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;
в ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.