Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей
План работы наставника по адаптации
к педагогической деятельности
№ п/п
Содержание мероприятия
Срок
Форма отчетности
1. 1.1.
Подготовительная часть
Изучение должностной инструкции учителя русского языка и литературы
1.2.
Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета; правила внутреннего распорядка; режим работы школы и т.п.)
1.3.
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности
2.
2.1
Общая часть
Вводное ориентационное собеседование
2.2.
Ознакомление со школой и ее сотрудниками
2.3.
Ознакомление с учебным кабинетом
2.4.
Собеседование с председателем методического объединения и администрацией школы
3. 3.1.
Индивидуальная часть
Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, внеклассного мероприятия
3.2.
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков
3.3.
Посещение уроков, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ
3.4
Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания
3.5.
Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам
3.6.
Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия
3.7.
Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения
3.8.
Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации
Учитель-наставник _________________________
Ф.И.О.
Заключение
по итогам адаптации к педагогической деятельности
молодого специалиста
(Ф.И.О., должность)Период адаптации с по
Выполнены следующие виды работ:
посещено занятий, внеклассных мероприятий;
проведено тематических консультаций, бесед;
_________________________________________________________.
Оценка прохождения первичной адаптации
Примерные критерии оценки
Комментарии, отзыв
Уровень соответствия профессиональной подготовки, квалификационным и должностным требованиям
Степень освоения основных технологических процессов, уровень знания нормативных документов
Освоение практических методов работы
Эффективность взаимодействия с руководителем, коллегами
Заключение:
Период адаптации прошел успешно.
Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям:
а)
б)
в)
Наставник _________________________ _________________
(подпись)
ПЛАН
профессионального становления молодого специалиста
______________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
на _______/ _________ учебный год
Наставник ______________________________________________
(Ф.И.О.)
МО учителей русского языка и литературы
Раздел I. Вхождение в должность
№
п/п
Планируемые мероприятия
Срок исполнения
Форма отчетности
Отметка наставника о выполнении
1.
Изучение правил трудового распорядка, Устава школы и должностных обязанностей
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
2.
Изучение правил ведения школьной документации
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
3.
Изучение принципов перспективного и текущего планирования учебно-воспитательного процесса в школе
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
4.
Изучение календарно-тематического планирования по предмету в закрепленных классах
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
5.
Изучение психолого-педагогической характеристики класса
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
6.
Выбор темы по самообразованию
Сентябрь
Запись в рабочей тетради
Раздел II. Работа в должности
№ п/п
Планируемые мероприятия
Срок исполнения
Форма отчетности
Отметка наставника о выполнении
I. Учебная работа
1.
Изучить следующие материалы: Психология и педагогика. / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Просвещение, 1989; Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М.: Просвещение, 1993
Февраль Ноябрь
Конспект
2.
Участие в заседаниях педагогического совета
В течение учебного года
Конспект
3.
Изучение современных информационных технологий и методов их использования в образовательном процессе
В течение учебного года
Доклад на заседании М/О
4,
Подготовка и проведение учебных занятий
В течение учебного года
Поурочные планы
5.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету в форме фронтальной (экскурсии, посещение театров), групповой (кружок, олимпиада) и индивидуальной работы с учащимися
В течение учебного года
Планы мероприятий
6.
Участие в организации и проведении факультативных занятий
В течение учебного года
План
7.
Проведение индивидуальных занятий с учащимися
В течение учебного года
План
8.
Участие в оформлении учебного кабинета
В течение учебного года
Паспорт кабинета
9.
Участие в организации общешкольных мероприятий по предмету (тематический вечер, юбилейные дни и т.д.)
В течение учебного года
План
10.
Изучение порядка работы со школьной документацией, соблюдение правил единого орфографического режима
В течение учебного года
Запись
в рабочей
тетради
II. Методическая работа
1.
Участие в заседаниях методического объединения
В течение учебного года
Конспект
2.
Подготовка реферата по выбранной теме самообразования
Апрель
Доклад на заседании
М/О
3.
Изучение технических средств обучения и наглядных пособий с последующим использованием их в учебной работе
В течение учебного года
Запись
в рабочей
тетради
4.
Посещение уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе
В течение учебного года
Запись
в рабочей
тетради
5.
Изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных учителей школы
В течение учебного года
Запись
в рабочей
тетради
6.
Регулярное ознакомление со статьями, опубликованными в журналах, с педагогической и методической литературой и участие в ее обсуждении
В течение учебного года
Конспект
в рабочей
тетради
7.
Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов
В соответствии с планом работы М/О
Доклад на заседании
М/О
III. Воспитательная работа
1.
Изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся
2.
Составление психолого-педагогической характеристики класса
3.
Проведение классных собраний
4.
Проведение мероприятия, направленных на расширение культурного кругозора и укрепление здоровья учащихся (посещение театра, музея, выставки, прогулки в лес, спортивные мероприятия и т.п.)
5.
Работа с родителями (родительские собрания, лекции для родителей, психолого-педагогические консультации)
Учитель « » 200 г.
предмет подпись инициалы фамилия дата
Наставник « » 200 г.
предмет подпись инициалы фамилия дата
Выводы по результатам наставничества (заполняется руководителем МО):
Рекомендации: Руководитель МО ______________________ « ___» _______200 г.
В ходе совместной работы по плану наставник оказывает молодому специалисту необходимую поддержку, контролирует выполнение им заданий, помогает поддерживать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями школы. Наставник должен знать интересы и стремления подшефного, считаться с его мнением даже тогда, когда возникает спор. Проявляя такт и уважение к молодому специалисту, наставник обязан формировать у него умение критически оценивать свои выступления, разбираться в причинах успехов и неудач.
В работе с молодыми специалистами правомерны все виды внутришкольного контроля.
В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель - общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле. На второй год работы молодой специалист ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого специалиста за определенный период времени. На третий год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки учащихся, состояние и ведение школьной документации (планы, записи в журналах, тетради и дневники учащихся и т.д.). Если в одном классе работает несколько молодых специалистов, то рекомендуется проведение классно-обобщающего контроля.
Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчеты о работе, проделанной в соответствии с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты руководителю методического объединения.
Итоги работы молодой специалист фиксирует в отчете. Отчет ведется им совместно с наставником: молодой специалист отмечает выполненные им виды работ; наставник дает краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессионально-деловых знаний, умений и навыков работника.
На основе отчета наставник обсуждает с молодым специалистом особенности его профессиональной деятельности и дает рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней сдает руководителю методического объединения следующие документы:
отчет молодого специалиста о проделанной работе;
план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.
В помощь молодому учителю
Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:
- с инструкциями;- Уставом школы;- приказами по режиму работы школы;- нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.
Разработка планов уроков
Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.
Тема и цель урока по содержанию и формулировке близки, но не тождественны. Для темы урока важно «Что будет ученик сегодня узнавать и изучать?», а для цели – «Чему сможет научиться, какие знания и умения приобретет?» Поэтому в формулировке целей важны не действия учителя на уроке, а важна работа ученика по приобретению новых знаний, умений и навыков, их закреплению проверке и коррекции. При составлении уроков учитываются тип урока и его этапы.
Типология уроков:
1. Изучение и первичное закрепление новых знаний.2. Закрепление новых знаний и способов действий.3. Комплексное применение знаний и способов действий.4. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.5. Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.
Этапы урока:
1. Организация начала занятий.2. Проверка выполнения домашнего задания.3. Подготовка к восприятию новых знаний (актуализация опорных знаний, устная работа).4. Изучение усвоение новых знаний и способов действий.5. Первичная проверка понимания нового материала.6. Первичное закрепление знаний и способов действий.7. Закрепление знаний и способов действий.8. Обобщение и систематизация знаний.9. Контроль и коррекция знаний.10. Подведение итогов занятия.11. Рефлексия.12. Информация о домашнем задании.
Важным звеном в работе молодого учителя является анализ и самоанализ урока, который должен проводиться с краткой общей характеристикой класса, в котором проводился урок, по всем этапам конкретного урока, анализа эффективности урока, ценности, исходя из его замысла, оценкой конечного результата урока и оценкой воспитательной стороны урока.
Успехи учителя оцениваются успехами его учеников, учитель воздействует на детей своим отношением к работе. Многообразной и образованной личностью должен быть учитель, занимающийся процессами сознательного и целевого воздействия на развитие ученика на всех этапах его школьной жизни.
Блестящий учитель – это тот, кто постоянно совершенствуется. Можно в своей каждодневной работе взять за основу одну из методик преподавания, использовать ее, тренироваться, выработать определенные навыки, приемы проведения уроков и создавать свою систему обучения учащихся.
Памятки
Молодому учителю:
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Наставнику:
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний.
13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Заведующий РУМК
(подпись) Л.С. Черпакова
«___» _____________ 200__г.
ПЛАН РАБОТЫ
школы молодого специалиста
Задачи:
- способствовать удовлетворению потребностей молодых учителей в непрерывном образовании и оказать им помощь в преодолении различных затруднений (методических, психологических, справочно-информационных и др.);
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов; побуждать молодых педагогов к самораскрытию, самоанализу, самопроектированию профессионального пути;
- познакомить молодых специалистов с эффективной педагогической практикой учителей, работающих в учреждениях образования района.
1-ый год обучения
Занятие 1 (ноябрь 2007 года)
Тема: «Организация современного урока. Самоанализ».
Форма: семинар-практикум.
Содержание: 1. Современный урок. Какой он?
2.Психолого-педагогические основы анализа,
самоанализа современного урока.
3. Посещение и анализ открытых уроков опытных
педагогов.
4. Методические рекомендации «Как подготовить
современный урок».
5. Анкетирование «Как живешь, молодой учитель?».
Занятие 2 (март 2008года)
Тема: «Работа учителя по предотвращению неуспеваемости школьников».
Форма: семинар-практикум.
Содержание: 1. Посредственных учеников могло бы быть меньше...
2. Занимательное обучение как средство интеллектуального развития ребенка.
3. Посещение открытых уроков.
4. Методические рекомендации.
2-ой год обучения
Занятие 1 (декабрь 2007года)
Тема: «Организация работы классного руководителя. Планирование»
Форма: семинар-практикум.
Содержание: 1. Методические рекомендации «Планирование работы
классного руководителя. Основные формы организации
работы классного руководителя».
2. Посещение открытых внеклассных мероприятий.
3. Деловые игры, тренинги.
4. Методические рекомендации психолога «Изучение
психолого-педагогических особенностей учащихся
класса».
Занятие 2 (апрель 2008 года)
Тема: «Педагогическое руководство деятельностью классного
коллектива». Работа с родителями.
Форма: семинар-практикум.
Содержание: 1. Посещение открытых внеклассных мероприятий.
2. Методические рекомендации «Основные формы
организации работы классного руководителя,
идеологическая и идейно-воспитательная работа».
3. Рекомендации психолога «Методы познания
личности».
4. Дискуссия «Конфликтная ситуация и ваш выход из
нее».
Май 2008 года
Подведение итогов стажировки. Формирование банка педагогических находок (1-ый и 2-ой год).
Конкурс «Молодой специалист -2008»:
Отчет молодых специалистов о работе (предоставление в РУМК портфолио и образовательных проектов).
Декада открытых уроков молодых специалистов.
Защита проектов (конкурсная программа).
Итоги работы школы молодого специалиста. Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов.
Консультации для молодых специалистов:
Работа с детьми с ОПФР (сентябрь).
Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса (октябрь).
Условия создания в детском коллективе здорового психологического климата (январь)
Применение активных форм работы на уроках (февраль).
Методист РУМК (подпись) М.А. Евстифеева
предмет подпись инициалы фамилия дата
15