Сообщение по теме: Теоретические основы системно-деятельностного подхода при обучении физике и математике


«Теоретические основы системно-деятельностного подхода при обучении физике и математике»
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.»
Г. Лихтенберг
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Системно-деятельностный подход-это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Значит, обучение надо организовывать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Технология системно-деятельностного подхода:
-самоопределение к деятельности;
-актуализация знаний и мотивация;
-постановка учебной задачи;
-«открытие» детьми нового знания;
-первичное закрепление;
-самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
-включение в систему знаний и повторения;
-рефлексия деятельности.
Системно - деятельностный подход, представляет:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить? (обновление содержания)
Ради чего учить? (ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучения)
Задача системно – деятельностного подхода состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а создавать условия, при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития, формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа)
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода при обучении физике и математике:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Методическое обеспечение урока:
- компьютерные презентации;
- карточки с заданиями;
-карточки оценки работы на уроке;
- карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
- словесные методы (беседы, чтение)
- наглядные ( демонстрация презентаций);
- проблемно – поисковый;
- метод рефлексивной самоорганизации.
Формы организации работы:
- групповая;
- коллективная ( фронтальная);
- индивидуальная.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Среди интерактивных подходов можно выделить следующие:
1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, так как задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. И это помогает получить метапредметные результаты при обучении физике и математике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Например, в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» учащиеся определяют самостоятельно стоимость электроэнергии в своих квартирах сначала по суммарному потреблению используемых в быту электроприборов, а затем по квитанциям ЕРЦ. Сравнивают, анализируют, делают выводы. Приобретенные УУД имеют огромное практическое значение. На уроках математики часто использую творческие Д/З «Составь и реши задачу» по заданной теме. 7 класс, физика. По итогам изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества» провожу домашнюю зачетную работу в форме сочинения. Дети пишут стихи, рассказы, сказки, главным героем которых, является молекула.
2. Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) Особенно важно при этом обращать внимание на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение правильно распределять свое время. В своей практике работу в группах я использую при выполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, умения применять теоретические знания предмета на практике. Очень эффективны здесь уроки в форме пресс-конференции, суда.
3.Самостоятельные работы. Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю на виды:
-самостоятельные работы по образцу;
-самостоятельные работы с указанием по их выполнению;
-самостоятельные работы вариативного характера;
-самостоятельные работы повышенной сложности. Кроме того, провожу и нестандартные самостоятельные работы.
4. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Игра – самое большое и чудесное поле для свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Использую зачетные, заключительные уроки в форме игры по физике в 7 классе. Морской бой, домино и другие.
5. Социальные проекты и другие внеурочные методы обучения. Данный прием можно широко использовать во внеурочной деятельности по предмету.
6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя»). На уроках используется работа с наглядными пособиями, мультимедиа материалы (которые иногда выполняют сами учащиеся), презентации, созданные учащимися об известных ученых-физиках, математиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к математике как элементу общечеловеческой культуры.
7. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Материал отбирается в виде перехода от упражнения к упражнению. При обдумывании системы заданий и форм организации устного счета не исключаю учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Для организации устного счета активно привлекаю заинтересованных учащихся для составления «Цепочек» по различным темам .
8.Решение прикладных задач
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче предъявляю следующие требования:
- в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
-задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
- способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;
- прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.
Прикладные задачи могут быть заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность. Подбор прикладных задач, дело не простое. Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, при изучении других предметов.
9. Организация домашней работы
Проблема эффективного обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся класса- неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Главное назначение домашнего задания- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности, формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.).
Таким образом, деятельностный подход к обучению учащихся значительно повышает эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и является средством инновационного развития школы будущего.
В структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Например:
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся. Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
В преподавании физики и математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений, применения теории.
К классу необходимо обращаться не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать понятия, создавать модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Литература:
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. –279 с.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. №9.
Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты – Москва, 2010.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. Образовательная система. «Школа 2000» - Москва - 2007
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средства реализации современных целей образования - Москва -2007








13PAGE 15


13PAGE 14615


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15