Программа производственной (по профилю специальности) практики по профессиональному модулю ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ПРОГРАММА
производственной (по профилю специальности) практики по профессиональному модулю
ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации
для специальности среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
2016 г.
Рабочая программа производственной (по профилю специальности) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение и Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № ____ от «____» _________ 201__ г.
М.П.
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом ОУ
Протокол № _____ от «_______» _______________ 201____ г.
Председатель Экспертного совета _______________ ______________________ (ФИО)
СОГЛАСОВАНО
ФИО, должность, место работы ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«______» ______________________201______ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК ______________________________________________
Протокол № _________ от «_______» _________________ 201____ г.
Председатель ЦК ____________________
Разработчики:
Макарова С.Н., преподаватель
«_______» ______________________201______ г.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.1. Аннотация к программе
Настоящая программа производственной (по профилю специальности) практики ПП.02 по ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и является частью программы подготовки специалистов среднего звена.
Программа практики обеспечивает подготовку специалистов среднего звена для архивов государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, негосударственных организаций всех форм собственности, общественных организаций (учреждений). Сферой деятельности выпускников является организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации.
Базой практики являются организации, предприятия, учреждения различных форм собственности, государственные архивы, муниципальные архивы и архивы организаций г.Чебоксары и Чувашской Республики.
1.2. Цели и задачи производственной (по профилю специальности) практики:
формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессионального модуля по каждому из видов профессиональной деятельности под руководством специалистов предприятия (организации, учреждения).
1.3. Количество часов на освоение программы производственной (по профилю специальности) практики:
Рабочая программа рассчитана на прохождение студентами практики в объеме 90 часов.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
1.4. Требования к результатам освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, умениям
Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Результаты освоения
Основные показатели
оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения учебной и производственной практики
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом.
Структурирование объема работы и выделение приоритетов.
Определение методов и способов выполнения практических задач.
Решение практических задач в области профессиональной деятельности
Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы.
Анализ результативности использованных методов и способов выполнения практических задач.
Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.
Определение организационно-правовых форм организаций;
Нахождение и использование необходимой архивоведческой информации
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Оценивание ресурсов, необходимых для выполнения заданий.
Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.
Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации;
Защита прав в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
Ориентирование в действующем архивном законодательстве Российской Федерации
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Нахождение и использование разнообразных источников информации.
Определение типов и форм необходимой информации.
Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.
Определение степени достоверности и актуальности информации.
Извлечение ключевых фрагментов и основного содержания из всего массива информации.
Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления.
Самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, пополнение словарного запаса
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Применение специализированного программного обеспечения для создания баз данных.
Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации;
Обработка текстовой и табличной информации;
Использование деловой графики и мультимедиа-информации;
Создание презентации; сбор и регистрация статистической информации;
Проведение первичной обработки и контроля материалов наблюдения;
Выполнение расчета статистических показателей и формулировка основных выводов
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оценку вклада членов команды в общекомандную работу.
Передача информации, идеи и опыта членам команды.
Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.
Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.
Демонстрация навыков эффективного общения.
Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения;
Анализ организационной структуры управления
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Грамотная постановка цели работы.
Установление критериев успеха и оценки деятельности.
Адаптация в изменяющихся условиях, смена цели.
Выполнение поставленных задач.
Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.
Самостоятельное принятие ответственных решений.
Принятие эффективных решений, использование системы методов управления;
Учет особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Самостоятельная организация и планирование выполнения домашней работы при изучении профессионального модуля.
Разработка, анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Освоение новых программных средств, обеспечивающих учет архивных документов.
Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей работу архивов.
Освоение новых технологий в профессиональной деятельности.
Ориентирование в нормативно-правовом регулировании архивной деятельности в Российской Федерации
ПК 2.1 Участвовать в работе по экспертизе ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами
Определение сроков хранения документов по статьям перечней.
Проведение экспертизы ценности документов и дел.
Составление акта о выделении документов к уничтожению.
ПК 2.2 Вести работу в системах электронного документооборота
Составление учетной базы данных.
Составление информационно-поисковых баз данных и использование автоматизированных архивных справочников
ПК 2.3 Разрабатывать и вести классификаторы, табели и другие справочники по документам организации
Создание и ведение классификаторов архивных документов организации.
Создание табелей по документам организации
Создание архивных описей и архивных каталогов
ПК 2.4 Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе документов по личному составу)
Подшивка и оформление дела для передачи в государственный архив
Составление акта приема-передачи документов в государственный архив
Составление карточки пофондового и постеллажного топографических указателей
Составление паспорта архива
ПК 2.5 Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве
Составление листа и акта проверки наличия и состояния дел в архиве организации
Составление акта о технических ошибках в учетных документах
ПК 2.6 Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях
Составление исторической справки к фонду
Составление информационных писем
Составление выписки из архивных документов
Организация выставки архивных документов
Подготовка публикаций по архивным документам
ПК 2.7 Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве
Составление номенклатуры дел организации
Составление электронной базы данных документов архива организации
Составление должностной инструкции для сотрудников архива
Составление плана работы архива организации
Иметь практический опыт:
организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации
Должен уметь:
- организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации
- работать в системах электронного документооборота
- использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии
- применять современные методики консервации и реставрации архивных документов
1.5. Процедура оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций
Процедура оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций осуществляется по результатам выполненного задания по практике (отчета о практике):
студент выполняет задания, предусмотренные программами практики и составляет отчет. В качестве приложения к дневнику практики студент оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике;
руководители практики знакомятся с отчетом студента;
руководители практики осуществляют оценивание общих и профессиональных компетенций студентов. Оценивание производится с использованием основных показателей оценки результатов по дихотомической системе оценивания: «0» – компетенция не освоена, «1» – компетенция освоена. Оценивание выполненного задания по практике производится также с учетом: качества выполненной работы или изготовленного изделия (продукта, устройства и т.д.), соблюдения норм времени, умения выполнять рабочие приемы, наладку и регулировку оборудования, демонстрации практического опыта при решении профессиональных задач, планировании работ и организации рабочего места, соблюдения требований безопасности.
руководители практики определяют уровень освоения профессиональных компетенций в Аттестационном листе;
руководители практики определяют уровень освоения общих компетенций в Характеристике.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и видов работ производственной (по профилю специальности) практики
Содержание материала производственной (по профилю специальности) практики
Объем часов
1
2
3
ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации
90
Тема 1. Знакомство с архивом, его задачами и функциями
Содержание
6
1.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.
2.
Изучение устава архива, ознакомление с должностными инструкциями руководителя архива и его заместителей (если имеются), ознакомление с историей и деятельностью
3.
Ознакомление с работой по организации и ведению архивного дела на предприятии
Тема 2. Знакомство со структурой и функциями подразделений архива
Содержание
6
1
Изучение структуры и функции архива
2.
Изучение положений отделов
3
Изучение Положения об архиве
Тема 3. Изучение должностных инструкций работников архива
Содержание
6
1.
Изучение должностной инструкции заведующего архивом
2.
Изучение должностной инструкции архивариуса
Тема 4. Изучение «Организационно-методического руководства государственного архива за деятельностью архивов организаций»
Содержание
6
1.
Изучение «Организационно-методического руководства государственного архива за деятельностью архивов организаций»
Тема 5. Изучения «Правил работы пользователей в читальных залах госархивов РФ».
Содержание
6
1.
Изучения «Правил работы пользователей в читальных залах госархивов РФ»
2.
Оформление анкеты, заказа(требования) на выдачу дел, листа использования документов
Тема 6. Комплектование архива
Содержание
6
1
Выявление особенностей комплектования архива
Тема 7. Хранение документов в архиве организации
Содержание
6
1
Ознакомление с системой мер обеспечения сохранности документов, режимами хранения документов.
2
Ознакомление с порядком размещения документов в хранилище, порядком выдачи дел из архивохранилищ
3
Обеспечение хранения архивных документов
Тема 8. Ознакомление с порядком передачи документов организации в государственный архив
Содержание
1
Ознакомление с порядком передачи документов организации в государственный архив
6
2
Подготовка (подшивка и оформление) дел для передачи в государственный архив
Тема 9. Ознакомление с проверкой наличия и состояния дел в архиве организации
Содержание
6
1
Ознакомление с проверкой наличия и состояния дел в архиве организации
Тема 10. Ознакомление с определением сроков хранения документов по статьям перечней
Содержание
6
1
Ознакомление с определением сроков хранения документов по статьям перечней.
Тема 11 Ознакомление с порядком проведения экспертизы ценности документов и дел
Содержание
6
1
Изучение положения о постоянно действующей экспертной комиссии
2
Оформление акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранения
Тема 12 Изучение основных учетных документов
Содержание
6
1
Изучение основных учетных документов.
Тема 13. Ознакомление со схемой системы НСА (научно-справочного аппарата)
Содержание
12
1
Ознакомление со схемой системы НСА (научно-справочного аппарата).
Обобщение материалов практики и оформление отчёта
Содержание
4
Обобщение материала, формулировка выводов.
Сдача отчета по производственной практике.
Сдача зачета по профессиональным компетенциям
Дифференцированный зачет
2
ВСЕГО
90
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению:
Программа производственной (по профилю специальности) практики реализуется на предприятиях, организациях, учреждениях различных форм собственности, государственных и муниципальных архивах, архивах организаций Чувашской Республики.
Студенты приобретают практические навыки на рабочих местах.
3.2. Требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности должны соответствовать правилам и нормам.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 7!, Знак Знак2