Информационный материал для педагогов ДОУ
Создание комфортной среды для детей с нарушениями речи
Отклонения в речевом развитии детей препятствуют их полноценной учебной деятельности. К 7 годам, а иногда и раньше дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Не получая комплексной помощи, они пополнят ряды отстающих школьников. Необходимо создать среду индивидуального образовательного пространства. Взаимосвязь специалистов ДОУ заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. На занятиях хорошо развивать у детей мелкую моторику кистей и артикуляционного аппарата, применяя пальчиковую гимнастику, различные игры.
Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, выступают:
-пружинные и шариковые массажеры;
-песочная терапия;
-театральная деятельность.
Пружинные и шариковые массажеры для развития мелкой моторики и пальцевого праксиса. Стимуляция точек массажерами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Песочная терапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке решаются самые сложные корркционно-развивающие задачи. Все дети с удовольствием играют с песком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Такая игра – естественная деятельность ребенка, поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Игры на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. По утверждению парапсихологов, песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию и очищать энергетику человека. На песке можно создавать различные ситуации вместе с ребенком, не только воображать, представлять и фантазировать, но и реально проживать целые истории. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Что включает в себя такое понятие, как комфортная среда ДОУ?
Комфортная среда в ДОУ – внутреннее пространство ДОУ, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье дошкольников. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в детском саду.
Какое влияние оказывает театральная деятельность на развитие детей?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Театральная деятельность является не только средством развлечения, она стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения. С помощью театрализованных игр корригируются эмоциональные и личностные нарушения: страх, агрессия, развиваются навыки общения со сверстниками. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе. Работа с игрушкой, куклой позволяет детям расслабиться, раскрепоститься. Дети узнают, что актеры в своей работе пользуются инструментами, которые им дала природа: телом, движением, речью, жестом, мимикой Разновидность театральных спектаклей (пальчиковый, кукольный, драматический) позволяет использовать их во всех режимных моментах. Перевоплотившись, надев куклу на руку, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в речь. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок влияет на развитие тембра голоса, его силы, интонации, выразительности.
Помощь ребенку может быт по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, принимаем ребенка таким, какой есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.