Статья ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БОУ «ТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ №1 ИМ. А. М. ЛУППОВА»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БОУ «ТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ №1 ИМ. А. М. ЛУППОВА»
Целью данного практического исследования является определение уровня профессиональной готовности педагогического коллектива БОУ «Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова» к инновационной деятельности на уровне основного общего образования и разработка механизма формирования профессиональной готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Провести исследование по выявлению уровня готовности педагогов БОУ «Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова» к занятию инновационной деятельностью;
2.Разработать механизм формирования профессиональной готовности педагогов БОУ «Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова» к реализации инновационной деятельности на уровне основного общего.
Практическое исследование проводился на базе БОУ «Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова» города Тары. В исследовании принимали участие 25 педагогов БОУ в сентябре 2015 года.
Исходя из цели и задач практического исследования нами были выбраны методики:
1) Диагностика «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности», с помощью которой можно определить:
- мотивационно-творческую направленность личности;
- креативность педагога;
-профессиональную способность педагога к осуществлению инновационной деятельности;
- индивидуальные особенности личности педагога
2) Анкета «Отношение к инновациям»;
3) Анкета «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций»
Изучение готовности педагогов БОУ «Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова» к инновационной деятельности
При анализе диагностики «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» по критериям мы получили следующие результаты:
I. Мотивационно - творческая направленность личности
65% педагогического коллектива стремятся к самосовершенствованию, к творческим достижениям, к лидерству.
17% педагогов заинтересованы в творческой деятельности, но слабо заинтересованы в самосовершенствование.18% не заинтересованы в творческой деятельности, не стремятся к творческим достижениям, лидерство самосовершенствование для них не главное. (см. Рис.2)
Рис.2 Мотивационно - творческая направленность личности
II. Креативность педагога
60% педагогов оценивают свою креативность на среднем уровне. 30% педагогического коллектива оцениваю себя, как высоко креативную личностью, способную отказаться от стереотипов и способную к рефлексии. (см. Рис.3)
Рис. 3 Креативность педагога
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности.
70% педагогического коллектива владеют методами педагогического исследования, способны планировать экспериментальную работу и организовывать эксперимент.
30% педагогов отмечаю недостаточное овладение методами педагогического исследования, но способны к сотрудничеству и использованию опыта творческой деятельности других педагогов. (см. Рис.4)
Рис. 4 Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности
IV. Индивидуальные особенности личности учителя
75% педагогов оцениваю себя как ответственных, уверенных в себе личностей, с высокой работоспособностью в творческой деятельности. 25% отмечают недостаточную уверенность в себе и недостаточную работоспособность в творческой деятельности. (см. Рис.5)
Рис.5 Индивидуальные особенности личности учителя
Результат готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности выглядит следующим образом: готовность на высоком уровне показали 21% педагогов принимавших участие в исследование. У 72% педагогического состава уровень готовности к инновационной деятельности средний. И лишь 7% педагогов не готовы, к инновациям. (см. Рис.6)
Рис.6 Результат готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Обработав результаты анкеты «Отношение к инновациям», мы получили следующие результаты (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Результаты анкеты «Отношение к инновациям»
Позитивное отношение Отношение с опаской Негативное отношение
40% 25% 35%
Таким образом, к инновационной деятельности положительно относятся 65% педагогов.
3) Анкета «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций»
Результаты исследования показали, что у большинства педагогов отсутствуют барьеры, препятствующие освоению инноваций, что говорит о высоком уровне инновационного потенциала педколлектива. Лишь у 25% опрошенных существуют барьеры, среди которых чувство страха перед отрицательными результатами инноваций, большая нагрузка и плохое здоровье.
По результатам исследования можно констатировать наличие достаточного уровня (выше среднего) психологической и мотивационной готовности педагогического коллектива гимназии №1 им. А. М. Луппова для участия в инновационной деятельности. В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, с материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию и т. д., со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным. Мотивы, связанные с самоусовершенствованием не играют у педагогов значительной роли.
Как «сниженный» показатель мы определили развитие креативности.
В учреждении отсутствуют педагоги, имеющие креативный уровень развития инновационной деятельности, большинство педагогов имеют репродуктивный уровень развития – 60%, то есть педагоги проявляют творческую активность только в рамках воспроизводящей деятельности и включаются в инновационную деятельность не спеша, умеренно, осознавая необходимость самосовершенствования. Снижение креативности может вызвать негибкость профессиональной и личностной позиции, неспособность выдвигать новые идеи, трудности при создании «авторского продукта», сложности в принятии позиций отличных от собственной.
Анкетирование показало оптимальный уровень информационной готовности педагогического коллектива к инновациям; преобладание таких антиинновационных барьеров, как большая учебная нагрузка, личные причины, плохое здоровье. Большинство педагогов воспринимают новшества умеренно. Не стремятся быть среди первых, но и не хотят быть среди последних.
Комплекс управленческих действий по формированию профессиональной готовности педагогов БОУ «Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова» к реализации инновационной деятельности на уровне основного общего образования
Исходя из вышеизложенных проблем педагогического коллектива гимназии по готовности педагогов к инновационной деятельности, возникает необходимость корректировки организационно-педагогических условий, содержание деятельности в работе с педагогами.
Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы.
Составляющие управления:
- Учёт и систематизация инновационной деятельности.
- Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
- Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
-Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
-Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
Рассмотрим каждое направление управленческой деятельности более подробно.
Учет и систематизация инновационной деятельности.
Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа по следующим вопросам:
- Назовите проблему, над которой Вы работаете? В течение какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?
- Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?
- Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?
- Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?
- Что изменилось в результате Вашей работы? Подтвердите данными анализа.
- Ваше мнение об эффективности проводимой работы.
- Продолжите ли Вы работу над данной темой?
Вместо опрос-беседы можно предложить учителю сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.
Разработка проектов, программ, положений, методических рекомендаций по реализации инновационных процессов.
- Разработка нормативных документов для создания структур, которых ранее не было в школе (положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме, научном обществе учащихся, проблемной группе и др.).
- Разработка методических документов, обеспечивающих инновационную, опытно-экспериментальную деятельность (Положение об инновационной деятельности, требования к составлению программ, требования к оформлению печатных документов, рекомендации по обобщению опыта и др.).
- Ознакомление с требованиями к ведению журналов (выставление отметок, зачетов; деление на подгруппы и др.).
Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций (сбор и обработка информации о нововведениях).
- Экспертиза составленных программ.
- Посещение вновь введенных предметов с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах и сформированностью знаний, умений и навыков.
- Контроль за прохождением учебных инновационных программ) (проверка журналов).- Подведение итогов контроля на совещании, педагогическом совете и др.
- Контроль за составлением и реализацией планов работы методических объединений, в которых должна отражаться инновационная деятельность.
- Контроль за результатами инновационной деятельности, которые должны представляться учителем заместителю директора по УВР по итогам намеченных этапов или полугодия.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, уроков, «Учитель года», и др.).
- Проведение методических конференций.
- Участие в районных и областных конкурсах.
- Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков.
- Теоретические семинары, деловые игры, дискуссии, проектные семинары, тренинги, практикумы, творческие группы и т.д.Темы теоретических семинаров:
«Роль педагогического опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса», «Педагогика развития: методы и формы», «Развивающие педагогические технологии», «Что такое педагогическое творчество?» (Проблемный семинар). В ходе этих семинаров могут быть использованы такие активные формы работы как диспуты, дискуссии, анализ педагогических ситуаций, деловые игры и так далее.
Еще одной формой повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности в образовательном учреждении являются педагогические тренинги. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества. В ходе тренингов могут быть использованы игры-упражнения, которые позволяли включать обучающихся в разнообразные ситуации, связанные с выражением различных отношений к себе, к коллегам, к педагогической профессии в целом. Так, например, в этюдах: «Кто прав?», «Как помочь?», «Разговор в раздевалке» педагоги сталкиваются с необходимостью высказать свою точку зрения, почувствовать отношение коллег к себе. Это позволит развивать потребность в личностной рефлексии.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.
Таким образом, с целью дальнейшего повышения уровня готовности к инновационной деятельности педагогов был разработан комплекс управленческих действий по корректировке организационно-педагогических условий для формирования профессиональной готовности педагогов БОУ «Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова» к реализации инновационной деятельности на уровне основного общего образования, который включает в себя:
- Учёт и систематизацию инновационной деятельности.
- Разработку проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
- Разработку системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
-Организацию мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Систематизацию и обобщение опыта инновационной деятельности.
-Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.