Внедрение и использование современных образовательных технологий как средство развития творческих способностей и познавательного интереса младших школьников.


Внедрение и использование современных образовательных технологий как средство развития творческих способностей и познавательного интереса младших школьников.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Татьяна Валерьевна Грачёва,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
МКОУ «Липчинская СОШ», с. Липчинское, Свердловская область, РФ.
Аннотация:
Работа представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов, учителей начальных классов, воспитателей специальных коррекционных образовательных учреждений. В эссе представлен опыт работы применения инновационных методов обучения в развитии творческих, интеллектуальных способностей и познавательного интереса при обучении детей младшего школьного возраста.
Содержание.
1 Исследовательская деятельность и использование метода проектов в обучении.
2 Формирование творческих способностей и мотивации обучения, развитие исследовательских навыков через применение игровых технологий в образовательном процессе.
3 Заключение.
4 Список литературы.
1 Исследовательская деятельность и использование метода проектов в обучении.
Основополагающим в своей деятельности считаю реализацию личностно – ориентированной модели начальной школы, целью которой является формирование познавательной активности учащихся, а также желания и умения учиться. К достижению цели стремлюсь, решая следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами; привитие интереса к поисково – творческой деятельности.
В начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей, на втором и третьем году обучения, не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
История мировой педагогики свидетельствует, что школьникам во все времена гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя учиться. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические и интеллектуально – творческие игры. С помощью игр учитель приучает детей самостоятельно мыслить и фантазировать, сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Игры помогают воспитывать в детях чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы.
Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда. Систематический курс занятий на материале поисково – творческих задач создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.
Востребованной в обучении является исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний обучающимися. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и отстающие дети, и школьники с ОВЗ. Просто уровень исследования будет иным. Исследовательскую работу начинаю с 1 класса. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей. Сначала школьники выполняли коллективные проекты: «Учительница первая моя», «Птичья кормушка», «Забавные девицы», а во 2 классе попробовали делать индивидуальные: «Кукла – зернушка», «Кукла- многоручка», «Животные нашего края». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, явлений природы, мир динозавров, секреты декоративно-прикладного искусства. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
Использование метода проектов (Д. Дьюи, Е.С. Полат) позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Метод проектов применим ко всем изучаемым в начальной школе предметам. Особенно широко эту технологию я использую на уроках окружающего мира, литературы и во внеклассной работе. Например, в 4 классе, создавая учебный проект «Поклонимся великим тем годам…», ученики собирали материал о своих прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне, в рамках проекта проходили незабываемые встречи, вечера с ветеранами и тружениками тыла; 3 класс – литературный проект «Наши любимые писатели», по окружающему миру выполняли творческие проекты «Планеты солнечной системы», «Животные лесной полосы», «Великие полководцы России», составляли кроссворды, глоссарий, а затем на уроках ученики защищали свои проекты. Интересные, содержательные и правильно выполненными получились индивидуальные проекты по теме: «Баба - Яга – удивительная героиня детских сказок», по теме: « Витамины – вещества жизни», проект- презентация «Школа – территория здоровья», составление памятки для учащихся «Как сказать «НЕТ».
Ещё раз подчеркну, что стимулировать интерес учеников к определённым проблемам, формировать их самостоятельность, инициативность в решении задач, предполагающих владение определённой суммой знаний, можно через учебную проектную деятельность. Изучая по математике тему «Метр», 2 класс, ученики выполняли учебный проект «Наш класс», для этого разделились на группы: 1группа - проектный отдел, 2 группа – научный отдел, 3 группа - творческий отдел. Каждая группа получила задание – измерить длину класса шагами, измерить длину класса в метрах при помощи метровой линейки, измерить длину учительского стола, ширину и длину доски при помощи старинных мер длины. Данные фиксировались на интерактивной доске. При решении задач использую приём «мини- проект», где ученики, работая в группах, самостоятельно решают задачу, выполняют схематический рисунок, диаграмму или по известным данным задачи придумывают и составляют свою задачу или ставят вопрос. После этого каждая группа защищает свой проект. Результаты проектной деятельности считаю продуктивными на уроках, так как ученик перестаёт быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса, что позволяет повысить его мотивацию к учению и приблизить изучаемый материал к повседневной жизни ребёнка.
В своей работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, природоведения, но и формировать обще логические мыслительные умения, т. к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.
2 Формирование творческих способностей и мотивации обучения, развитие исследовательских навыков через применение игровых технологий в образовательном процессе.
Используя в своей практике самые разнообразные игровые моменты, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения. Они становятся собранными, ответственно относятся к учебе. Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным.
Игровые технологии создают комфортную атмосферу на уроке, повышают интерес. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Для развития логического мышления использую разнообразные приёмы, упражнения и игры. Приведу примеры некоторых из них, которые использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира.
Игра «Волшебный ряд букв»: дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить несколько заданий (задания могут предлагать сами дети). Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т.
Задания: разделите на группы (гласные согласные); составьте из данных букв слова (пила, лупа, лоб…); записать буквы в алфавитном порядке; найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека); составить предложения или текст, чтобы слова начинались на данные буквы; (Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи).«Перевертыши»: учитель говорит пословицу, называет фильм и т. д. наоборот, т. е. заменяет нужные слова словами с противоположным значением. Ребята должны догадаться, как звучит правильно.
Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”. Например, каждый урок литературного чтения в 1 классе я начинала с алфавитной песенки:
АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,
НОПРСТУ - погуляем по мосту,
ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,
ЪЫЬ – не запомнятся никак,
ЭЮЯ - вот такая моя семья.
Использовала стихи на каждую букву алфавита, например: «А - вот два столба наискосок, а между ними поясок».
Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении использую чистоговорки и скороговорки. Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма. Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах использую загадки – шутки, например:
1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?
2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаю в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, использовала сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.
Интересны в плане решаемой проблемы приемы для повышения интереса к учебному материалу, которыми я активно пользуюсь.
Прием “Привлекательная цель”. Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (цель учителя - закрепление последовательности чисел).
Прием “Фантастическая добавка”. Дети любят фантазировать, жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: «Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/»
Прием “Лови ошибку”. Главное - научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать, почему ошибка и как её исправить.
Прием “Свобода выбора”. На уроках литературного чтения или окружающего мира – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание на страницах закрепления материала. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
Прием “Драматизация и театрализация”. В учебнике «Литературное чтение» много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги.
Прием “Да-нет-ка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.
«Неразгаданная загадка». Суть этого приёма заключается в том, что детям даётся задание повышенной трудности, справиться с которым на данном этапе они не могут, т.к. недостаточно источников информации, а учитель вдруг «забыл» ответ. Найти ответ на поставленный вопрос детям предлагается дома, используя дополнительные источники информации.
Приём «Найди ошибку». Этот приём широко применяю на уроках русского языка, когда предлагаю детям найти ошибку в заготовленном тексте, либо специально допускаю ошибки на доске, но не нацеливаю детей на их поиск. Всегда найдётся внимательный ребёнок, который заметит ошибку и укажет на неё. Я хвалю ребёнка за внимательное отношение к уроку и этим побуждаю остальных быть внимательнее, чтобы тоже отличиться.
Приём « Интересный факт». Прошу найти в дополнительной литературе интересные факты по теме.
«Найди общее». Среди перечисленных авторов, литературных персонажей, произведений, каких - то признаков, фактов и т.д. прошу найти то, что их объединяет.« Эстафета знаний». Решение по рядам примеров на доске на скорость, решение орфографических задач по цепочке, чей ряд быстрее справиться и т.п.
Приём кластера. Графическое оформление в определённом порядке смысловых единиц текста. Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой. Так как память детей с ОВЗ неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изученного. Применение и использование кластеров на уроках позволяет ребёнку активно участвовать в образовательном процессе, облегчает запоминание нужной информации. Составление кластеров помогает ученикам размышлять над изученной темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование кластеров даёт возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память.
«Чтение с остановками». Данный приём использую при организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Текст не должен быть знаком учащимся. Текст делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).
3 Заключение.
Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Очень важно, чтобы ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. Применение инновационных методов обучения позволяет формировать у школьников с ОВЗ аналитическое мышление, развивать исследовательские навыки, формировать творческие способности и мотивацию обучения, умение работать с информацией.
4 Список литературы.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 №78 - ОЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – М.: Просвещение, 2010.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей ОУ. – М.: Просвещение, 2011.
Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: 2000.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников.-М.,Вентана-Граф, 2004.
Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие.- Камышлов, 2006.
Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.:1991.
Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2013.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: 1983.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М:1982.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.