Презентация «Патриотическое воспитание на уроках истории средствами краеведения»
Тема: «Патриотическое воспитание на уроках истории средствами краеведения»Выполнила: Иванова И. Н.Учитель истории и обществознанияГБОУ ООШ пос.Верхняя ПодстепновкаМ. р. Волжский2015г. Актуальность Работы продиктована тем, что современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90‑е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на уровень мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры молодежи. У обучающихся произошло смещение базовых ценностных ориентиров, что заставляет совершенствовать систему педагогической работы по истории. В связи с происходящими изменениями все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС. Перед учителем поставлены задачи:Воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного исторического опыта и традиций.Обеспечение исторической преемственности поколений.Сохранение, распространение и развитие национальной культуры.Формирование основ гражданской самоидентификации личности и усвоение основных национальных ценностей современного российского общества. ПротиворечияС одной стороны, глобальность задач перед образованием - воспитание личности, разделяющей гражданские, демократические и национальные ценности, социализация молодежи, а с другой стороны, невозможность их реализации в полной мере из-за недостаточного количества часов, отведенных на изучение истории (2 часа в неделю)и отсутствия УМК по краеведению ( условия).В новых ФГОС поставлена цель формирования у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, ответственности за свою страну и общество, начиная со своей малой родины. Но в школе отсутствует системное краеведческое образование, которое бы способствовало воспитанию российской гражданской идентичности идентичности. В молодежной среде наблюдается распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны (содержание).Программы по истории ориентируют на приобретение обучающимися социального опыта активного освоения исторического и культурного наследия России через знание культуры и истории своего народа и родного края. А многие учащиеся не знают истории Самарского края и своего поселка, не интересуются происхождением своей фамилии и историей семьи. ( результаты). ПроблемаВ условиях новых ФГОС и существующей образовательной программы по истории возникает необходимость уделять большее и системное внимание работе с краеведческим материалом на уроках и факультативах по истории, который послужит средством формирования основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и патриотизма у обучающихся. Цель: начать создавать систему работы по применению краеведческого материала в учебно-воспитательном педагогическом процессепатриотического направления ЗадачиИзучить материалы государственных документов в контексте патриотического воспитания – «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».«Национальная доктрина образования Российской Федерации» «Программа развития образования Самарской области на 2011-2015 г.» «Наша новая школа»Начать разработку системы внедрения краеведческих материалов в уроки истории и внеурочную деятельность.Начать апробировать систему в работе.грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей. Расширение представления детей об истории родного города.Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ОУ.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье. Конкретизировать задачи работы учителя в данном направлении: Воспитание патриотизма, любви к Родине, семье, городу.Формирование гражданской активности в социально значимых проектах.Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.Развитие умений самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей, т.е. участи в научной и исследовательской деятельности. Расширение представления детей об истории семьи, поселка, родного города.Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном крае. Ожидаемые результаты Согласно ФГОС личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: малая родина. Ожидаемые результаты Применение на практике разрабатываемой системы работы с использованием краеведения позволит : сформировать у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию;повысить количество и качество социально-личностных достижений :участие в социально-значимых проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической направленности;Активизировать деятельность кружка «Юный краевед»; Ожидаемые результаты увеличить количество проектных исследовательских работ, содержащих местный краеведческий материал; Активизировать деятельность учеников, родителей и общественности в пополнении школьного краеведческого музея новыми ценными историческими и культурными материалами. содержание Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Развитие краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не только распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность. Представления и понятия: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества;интернационализм как нравственное качество человека;патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека. знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащемуся необходимо усвоить , что такое «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее; Деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы её различны : поход, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слёты, акции. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально- психологические особенности школьников. Использование многообразия форм и возможностей краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживает интерес к исторической и военной тематике. Деятельность Использование многообразия форм и возможностей краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживает интерес к исторической и военной тематике. На уроках истории при прохождении курса отечественной истории проводить проекцию на развитие России и города, как составляющую часть нашей Родины. Изучать вклад каждого жителя и города в целом в судьбу нашего Отечества. В этом поможет технология ученического научно-практического исследования и проектная деятельность учащихся. Вывод Системная, целенаправленная и осознанная работа с краеведческим материалом на уроках истории и факультативах способна:сформировать основы гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и патриотические чувства у современной молодежи;расширить знания об истории родного поселка, города, а следовательно любви и уважения к малой родине, стране;научить работать с информацией;приобрести опыт публичных выступлений, самореализации учащихся. Список используемой литературы:1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С. 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М.: Просвещение, 20093. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —М. : Просвещение, 2009 .4. Конституция Российской Федерации М.: центральная избирательная комиссия, 20035. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / РАО ; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2010. – 39 с. 6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011. — 67 с.