Игра как средство развития познавательного интереса на уроках англ. языка в начальной школе

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку я выбрала игровую технологию. В частности в качестве ведущей учебной деятельности – сюжетно-ролевую игру.
В сюжетно-ролевой игре впечатления младшего школьника постоянно пополняются, уточняются, качественно изменяются. Имеющиеся у него знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой.
Исходя из особенностей сюжетно-ролевой игры и игровой деятельности в целом
В качестве показателей эффективности моего подхода могут быть использованы следующие характеристики:
- оформляется мотивация учения;
- происходит формирование совместно-распределенной учебной деятельности в классе;
- быстро и охотно осваивается предметное содержание детьми.

Для программы, 2, 3, 4 классов использую такие приемы и средства, которые позволяют построить урок как целостную систему общения: игровые ситуации типа «волшебные сказки», интересные истории, одни и те же действующие лица, например знакомые со 2 класса животные. Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на уроках являются герои и игрушки. Герои присутствуют с первых уроков, они рассказывают о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях, обучают ребят, вступают с ними в спор, путешествуют, устраивают праздники. У этих героев – свои биографии, определенный характер, свои жизненные истории. При составлении диалогов, рассказов, инсценировок игрушки – главное действующее лицо. Очень эффективно использование игрушек при обучении диалогической речи. Они вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец. Таким образом, имеющиеся у младшего школьника знания, благодаря их практически – действенному воспроизведению в сюжетно- ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер, а сама игра способствует коммуникативной направленности урока.
В рамках сюжетно – ролевой ситуации на уроках я использую игры и как самостоятельный методический прием. На своих уроках я использую разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические, способствующие формированию речевых навыков.
Одни и те же игры могут использоваться для тренировки разных умений. Так, с помощью игры «Угадай-ка» можно тренировать употребление новых лексических единиц, грамматических структур. Часто на уроке для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала я использую мяч. Эта игра позволяет также снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке счета, названия цветов, животных, игрушек, счета и т.д.
Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки с использованием различного вида движений, песен, танцев.
Для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка уже с первого года обучения организуется работа через формы внутренней и внешней дифференциации (разноуровневые задания, самостоятельная работа, групповая, парная, коллективная формы работ).
Групповое решение коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимоподдержки, взаимоконтроля.
Создавая условия для реализации творческих способностей учащихся, я разрабатываю и применяю нетрадиционные формы уроков: уроки-конкурсы, беседы, соревнования, путешествия и т.п. Большинство из перечисленных уроков - это формы контрольно-обобщающих уроков, благодаря которым ребёнок не подозревает, что его контролируют, и показывает в непринуждённой форме свои знания, навыки. Контроль изученного материала осуществляется и обычным способом: диктанты, опрос, взаимоконтроль, беседы, работа в парах.
Проведенный контроль знаний, полученных на уроках по предлагаемой технологии, подтвердил возможность хорошего усвоения материала при небольшой степени утомления
Обязательным компонентом деятельности учителя английского языка начальной школы является внеклассная работа. Она позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углубить и расширить их страноведческие и краеведческие знания.
Внеклассная работа изучения английского языка
I. Кружок “Funny English” –«веселый английский» - 2 класс. Учащиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с буквами и звуками английского алфавита, песенками и стишками.
II. “Let’s read enjoy English” – «Давайте читать с удовольствием по-английски» -3, 4 класс. На данном этапе идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется чтению. На данном этапе происходит дальнейшее развитие коммуникативных компетенций учащихся, а также систематизация и самосовершенствование полученных знаний и умений.
Выбор перечисленных форм, методов, используемых технологий не случайный, а основывается на анализе образовательных потребностей учеников. Выявить же эти потребности позволяет диагностика, которая является необходимым условием успешной педагогической деятельности.
Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка делает процесс обучения более эффективным, т.к. обеспечивает своевременную коррекцию и отбор содержания, приемов, методов и т.д.
В своей работе я использую методы сравнения анализа деятельности учащихся и своей собственной, диагностирую развитие умений и навыков за определенный период:
1. творческие работы учащихся
2. срезы знаний.
3. конкурсы
4. тестирование
Главным положительным результатом выбранной мной игровой технологии является интерес учащихся к предмету, стремление совершенствовать свои языковые навыки, развитие положительной мотивации родителей и учащихся, качество знаний и умений, выявленных в ходе срезов знаний.
Хорошо просматривается результативность и качество обучения, положительная мотивация и интерес учащихся к овладению английским языком, несмотря на трудности, а также желание учащихся заниматься им дальше с тем же учителем.
Таким образом, созданная система обучения английскому языку в начальной школе, а в частности, использование игровых технологий может рассматриваться как одно из условий качества образования
15