Семинар – практикум для родителей «Адаптация дошкольников к условиям детского сада».
Бюджетное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования
Динской район «Детский сад №9»
Семинар – практикум
для родителей
«Адаптация дошкольников
к условиям детского сада».
Старший воспитатель
Белогай Татьяна Борисовна
Нововеличковская
2016 год
Цель семинара:
Обозначить совместными усилиями проблемы, которые возникают в адаптационный период и выявить их причины;
Расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на ее успешное протекание.
Задачи семинара:
- определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
- укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Участники семинара: родители, заведующая Борток Е.Т., воспитатели групп.
Ведущий – старший воспитатель Белогай Т.Б.
Оборудование: информационные материалы для родителей; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги, карандаши; маркерная доска; «Дерево успеха», яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).
Предварительная работа: информационная памятка каждому родителю «Как помочь ребенку в адаптационный период»; анкеты «Условия семейного воспитания», «Во что играют дети дома?»
Первая часть семинара – теоретическая.
Выступление заведующей Борток Е.Т. Она познакомила участников с организационными моментами проведения семинара.
Выступление старшей медсестры Зайцевой С.И. Она сообщила родителям о культурно – гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и другое.
Выступление педагогов младших групп Шинкарь Е.В., Недокус И.М. о режиме и распорядке дня в группах, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОО.
Основная часть – интерактивная.
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Для этого произвольно рассаживаемся за столы, На столах перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть - администрации ДОО, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды. Каждой команде помогает один из воспитателей. Руководит ходом игры ведущий.
1 этап - психологическая разминка.
Каждая команда получает задание:
изобразить летающего человечка ( фантазера, который живет на крыше);
« нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
изобразить жестом и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка.
2 этап - « Знаете ли вы своего ребенка?»
Ведущий раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы:
- Какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
- Кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
- Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
- Какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
- Какая любимая сказка или мультфильм?
- Как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка?
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОО. Затем определяем тип темперамента своего ребенка с помощью таблицы:
А
Б
В
Г
Поведение
Неуравновешенное
В меру
уравновешенное
Достаточно уравновешенное
Очень
уравновешенное
Эмоциональные переживания
Сильные
кратковременные
Поверхностные
кратковременные
Слабые
Глубокие
долговременные
Настроение
Неустойчивое
бодрое
Устойчивое
жизнерадостное
Устойчивое
Неустойчивое пессимистичное
Речь
Громкая, радостная,
неравномерная
Громкая, резвая, постепенная
Монотонная
Тихая, с одышкой
Терпение
Слабое
Умеренное
Крепкое
Очень слабое
Адаптация
Хорошая
Отличная
Умеренная
Тяжелая
Коммуникабельность
Высокая
Умеренная
Невысокая
Низкая
( замкнутость)
Поведение
Агрессивное
Миролюбивое
Сдержанное
Истеричное
Отношение к новому
( восприятие нового)
Позитивное
Негативное
Равнодушное
Оптимистичное
Всего баллов:
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов – основной.
А - холерик;
Б - сангвиник;
В - флегматик;
Г – меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей – психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в данном направлении.
3этап – дискуссия на тему « Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.
4 этап – « Успешная адаптация ребенка- обязанность или задача взрослых?»
Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: « чтобы адаптация проходила боле успешно, надо». Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания – 5 минут. Помощники команд собирают ответы и передают их ведущему.
5 этап – «Главные воспитатели в жизни ребенка – родители»
Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа ( стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
6этап – « Анкетирование»
Воспитатели раздают родителям опросники « Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Ведущий предлагает сравнить свои ответы с ответами детей. Если ответы не совпадают, ведущий предлагает родителям чаще общаться со своим детьми, уделять им внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
Заключительная часть.
Ведущий проводит рефлексию Семинара- практикума: каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял» Ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из зала, а родители прикрепляют на « Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:
Красное – семинар понравился, я, думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию.
Желтое – сомневаюсь, что данный семинар помог мне.
Зеленое – жалею, что потратил на семинар время.
Педагоги возвращаются в зал и поощряют родителей – магнитики с символикой семьи.
Литература:
Журнал Старший воспитатель № 8 2016 год;
15