Исследование Оценка эффективности работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Мастрюкова Снежана Петровна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Ягодка»
города Димитровграда Ульяновской области»
Оценка эффективности работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Для проведения диагностики уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста мы применяли следующие показатели, выделенные Л.М. Ворошниной:
1.Самостоятельность – составление рассказов без наводящих вопросов, сюжет не заимствован, употребление выразительных средств в новых сочетаниях.
2. Целенаправленность – умение подчинить все содержание рассказа замыслу, не отступая от темы.
3. Композиционная целостность (структурированность) – умение строить рассказ в соответствии с заданной структурой, соблюдать композицию сюжетного монолога (начало, развитие сюжета, концовка).
4. Творческая продуктивность – умение придумывать несколько рассказов на одну тему [10].
В качестве дополнительных критериев оценки умений придумывать творческие монологи мы использовали следующие:
1. Использование слов разных частей речи.
2.Синтаксическая оформленность сочинений (наличие простых (распространенных и нераспространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений в текстах [16].
На основании этих показателей были определены уровни развития умений придумывать творческие монологи:
- высокий уровень (3 балла). Ребенок составляет монолог без наводящих вопросов, сюжет не заимствован. Подчиняет все содержание рассказа замыслу, не отступает от темы, строит рассказ в соответствии с заданной структурой, соблюдает композицию сюжетного монолога (начало, развитие сюжета, концовка), придумывает несколько рассказов на одну тему. Ребенок использует простые и сложные предложения в зависимости от ситуации. Ошибок при построении предложений нет.
- средний уровень (2 балла). Ребенок нуждается в частичной помощи со стороны педагога: составляет монолог с наводящими вопросами, сюжет заимствован, частично нарушена логика изложения, имеет место фрагментарное описание, сочинение состоит из нескольких фрагментов, внутри которых наблюдается логика изложения, однако между фрагментами эта логическая связь нарушена, сочинение излагается прерывисто, с незначительными заминками и паузами, недостаточно использует различные лексические средства, употребляет простые распространенные предложения, редко сложные предложения с сочинительными союзами, иногда допускает ошибки при построении предложений.
- низкий уровень (1 балл). Ребенок затрудняется придумать монолог даже с помощью взрослого, сюжет заимствован, композиция сюжетного монолога нарушена, может отсутствовать какая-либо структурная часть (чаще концовка), ребенок допускает значительные паузы в процессе рассказывания. Ребенок использует в основном простые предложения. Сложноподчиненные предложения не встречаются совсем. Наблюдаются множественные ошибки при построении предложений.
Для решения поставленных задач мы провели небольшие беседы с каждым ребенком. Детям было задано несколько вопросов-заданий с целью выявления умений, знаний детей, а также определения творческих возможностей детей: Любишь ли ты, когда тебе читают книги? Почему? Какие у тебя любимые книги? Кто из сказочных героев твой любимый? А ты можешь представить себе, что ты полетел(а) на космическом корабле на Луну? Что бы ты там увидел(а)? А хотел(а) бы ты путешествовать вместе с Буратино по «стране дураков»? Что бы ты там делал(а)? Если неожиданно сломается телевизор, и ты не досмотришь интересный мультфильм, сможешь ли ты придумать конец? Какой?
Сейчас я тебе прочитаю один рассказ, но у него нет окончания. Давай мы его сейчас придумаем. Чем может закончиться эта история? Вася очень любил гулять по лесу, собирать ягоды, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но, куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти? А ты можешь сейчас придумать и рассказать нам свою сказку (рассказ, стихи). Расскажи, пожалуйста.
Результаты фиксировались в протоколах и представлены в сводной таблице (см. Таблицу 1). По результатам констатирующей диагностики можно говорить о том, что и в экспериментальной и в контрольной группах большинство детей показали средний уровень развития всех исследуемых показателей развития словесного творчества.
Таблица 1. Результаты входящей диагностики уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
№
Имя ребенка
Самостоятельность
Целенаправленность
Композиционная целостность
Творческая продуктивность
Использование слов разных частей речи
Синтаксическая оформленность
Уровень развития словесного творчества
Экспериментальная группа
1
Софья А.
2
3
2
3
2
2
2,3
2
Иван А.
2
2
2
2
2
2
2,0
3
Степан Б.
1
2
1
2
1
1
1,3
4
Виктор Г.
2
2
2
2
2
2
2,0
5
Ольга Д.
2
2
2
1
2
2
1,8
6
Марта И.
1
2
1
1
1
2
1,3
7
Татьяна К.
2
2
1
2
2
2
1,8
8
Валерий Н.
2
3
2
3
2
2
2,3
9
Дмитрий С.
2
2
2
2
1
1
1,7
10
Ирина С.
1
1
1
1
1
1
1,0
Контрольная группа
1
Роман Б.
1
2
1
2
1
1
1,3
2
Алина В.
2
2
2
2
2
2
2,0
3
Данила Д.
2
2
2
2
2
2
2,0
4
Виктория Е.
1
1
1
1
1
1
1,0
5
Сергей М.
3
3
2
3
2
2
2,5
6
Евгения М.
2
2
2
2
2
2
2,0
7
Владимир Н.
2
3
3
3
2
2
2,5
8
Зарина Т.
2
2
2
2
2
2
2,0
9
Алексей У.
1
2
1
1
1
1
1,2
10
Юлия Ю.
2
2
1
2
2
2
1,8
Обозначения в таблице:
2,5 - 3,0 балла
Высокий уровень развития
1,8 – 2,4 балла
Средний уровень развития
1,0 – 1,7 балла
Низкий уровень развития
Так, по показателям развития самостоятельности, композиционной целостности, разнообразия в использовании частей речи и синтаксической оформленности при составлении рассказа ни один ребенок экспериментальной группы не показал высокого уровня. 10% детей контрольной группы показали высокие результаты при оценке уровня развития саомстоятельности - составляли рассказ без наводящих вопросов, сюжет не заимствован, встречались употребления выразительных средств в новых сочетаниях (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Результаты математической обработки данных констатирующей диагностики
Самостоятельность
Целенаправленность
Композиционная целостность
Творческая продуктивность
Использование слов разных частей речи
Синтаксическая оформленность
Уровень развития словесного творчества
Экспериментальная группа
Высокий уровень
0
20
0
20
0
0
0
Средний уровень
70
70
60
50
60
70
60
Низкий уровень
30
10
40
30
40
30
40
В среднем по группе
1,7
2,1
1,6
1,9
1,6
1,7
1,8
Контрольная группа
Высокий уровень
10
20
10
20
0
0
20
Средний уровень
60
70
50
60
70
70
50
Низкий уровень
30
10
40
20
30
30
30
В среднем по группе
1,8
2,1
1,7
2
1,7
1,7
1,8
По 20% детей контрольной и экспериментальной группы показали высокий уровень развития целенаправленности при составлении рассказа – дети проявляли умение подчинить все содержание рассказа замыслу, не отступая от темы. Также по 20% детей обеих исследуемых групп показали высокий уровень развития творческой продуктивности - умение придумывать несколько рассказов на одну тему (см. Рисунок 1 и Рисунок 2).
Рисунок 1. Уровень развития словесного творчества детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента
Значительное количество детей – от 10% до 40% в обиех исследуемых группах показали низкий уровень развития показателей словесного творчества. Наиболее низкие результаты наблюдаются по показателям развития композиционной целостности (и в контрольной, и в экспериментальной группах), использования слов разных частей речи (в экспериментальной группе).
В целом же по результатам констатирующей диагностики дети обеих групп показали примерно одинаковый уровень развития показателей словесного творчества – средние значения по показателям целенаправленности, синтаксической сформированности и общему уровню развития словесного творчества совпадают, по показателям самостоятельности, композиционной целостности, творческой продуктивности, использования слов различных частей речи средние значения по контрольной группе на 0,1 балла превышают показатели детей экспериментальной группы (см. Рисунок 3).
Рисунок 2. Уровень развития словесного творчества детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента
Рисунок 3. Сравнительный анализ данных констатирующей диагностики
Мы проанализировали также планы учебно-воспитательной работы с детьми старших групп, особенности планирования работы по развитию словесного творчества дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Анализ показал, что задание на составление рассказов по содержанию или в связи с ситуацией, взятой из художественной литературы, планируются очень редко – 11,1% от общего количества проанализированных занятий. На занятиях по художественной литературе основное внимание воспитателя направляется на понимание и воспроизведение детьми литературного текста, его анализ, формирование отношения детей к персонажам, оценку их моральных качеств и т.п.. Нами были проанализированы также планирование воспитателями работы с художественной литературой в повседневной жизни. Как выяснилось, самыми распространенными методами работы с художественной литературой во второй половине дня были: рассказ или чтение сказки воспитателем, показ теневого и кукольного театров, иногда игры-драматизации. Итак, анализ планов учебно-воспитательной работы старших групп показал, что воспитатели не используют в полной мере возможности художественной литературы в целях развития словесного творчества дошкольников.
Оценка уровня развития покзаателей словесного творчества осуществлялась по тем же показателям, что и при проведении констатирующей диагностики. По ее результатам можно говорить о том, что в экспериментальной группе дети показали более высокие результаты, чем в контрольной группе. Так, по покзаателю целенаправленности 80% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития, тогда как в контрольной группе таких детей оказалось 40% (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Результаты заключительной диагностики уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
№
Имя ребенка
Самостоятельность
Целенаправленность
Композиционная целостность
Творческая продуктивность
Использование слов разных частей речи
Синтаксическая оформленность
Уровень развития словесного творчества
Экспериментальная группа
1
Софья А.
3
3
2
3
3
3
2,8
2
Иван А.
3
3
3
3
2
2
2,7
3
Степан Б.
2
3
2
2
2
2
2,2
4
Виктор Г.
3
3
2
3
2
2
2,5
5
Ольга Д.
3
2
3
2
3
3
2,7
6
Марта И.
2
3
2
2
2
2
2,2
7
Татьяна К.
3
3
2
2
2
3
2,5
8
Валерий Н.
2
3
3
3
3
3
2,8
9
Дмитрий С.
3
3
2
3
2
2
2,5
10
Ирина С.
2
2
2
2
2
2
2,0
Контрольная группа
1
Роман Б.
2
3
2
2
2
2
2,2
2
Алина В.
2
2
2
3
3
3
2,5
3
Данила Д.
3
2
2
2
2
2
2,2
4
Виктория Е.
2
2
2
2
1
1
1,7
5
Сергей М.
3
3
2
3
2
2
2,5
6
Евгения М.
2
2
3
2
3
2
2,3
7
Владимир Н.
2
3
3
3
2
3
2,7
8
Зарина Т.
3
2
2
2
2
2
2,2
9
Алексей У.
2
3
2
2
1
1
1,8
10
Юлия Ю.
2
2
2
3
3
3
2,5
Обозначения в таблице:
2,5 - 3,0 балла
Высокий уровень развития
1,8 – 2,4 балла
Средний уровень развития
1,0 – 1,7 балла
Низкий уровень развития
Самый низкий результат детей из экспериментальной группы наблюдался по показателю «Композиционная целостность» и «Использование слов разных частей речи» - по 30% детей показали высокий уровень развития (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Результаты математической обработки данных контрольной диагностики
Самостоятельность
Целенаправленность
Композиционная целостность
Творческая продуктивность
Использование слов разных частей речи
Синтаксическая оформленность
Уровень развития словесного творчества
Экспериментальная группа
Высокий уровень
60
80
30
50
30
40
70
Средний уровень
40
20
70
50
70
60
30
Низкий уровень
0
0
0
0
0
0
0
В среднем по группе
2,6
2,8
2,3
2,5
2,3
2,4
2,5
Изменения на момент контрольной диагностики, %
52,9
33,3
43,8
31,6
43,8
41,2
38,9
Контрольная группа
Высокий уровень
30
40
20
40
30
30
40
Средний уровень
70
60
80
60
50
50
50
Низкий уровень
0
0
0
0
20
20
10
В среднем по группе
2,3
2,4
2,2
2,4
2,1
2,1
2,3
Изменения на момент контрольной диагностики, %
27,8
14,3
29,4
20,0
23,5
23,5
27,8
В контрольной группе по показателю «Композиционная целостность» 20% детей показали высокий уровень развития. Самые низкие показатели детей из контрольной группы наблюдаются по показателю «Использование слов различных частей речи» и «Синтаксическая оформленность» - по 20% детей показали низкий уровень развития. При этом в экспериментальной группе ни один ребенок не показал низкого уровня развития ни по одному из исследуемых показателей развития словесного творчества (см. Рисунок 4 и Рисунок 5).
Рисунок 4. Уровень развития словесного творчества детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента
Изменения на момент проведения контрольной диагностики и в экспериментальной и в контрольной группе качественно положительные – по всем показателям произошли улучшения. Однако, положительная динамика детей экспериментальной группы значительно количественно превышает показатели положительной динамики детей контрольной группы. Так, изменения в эксапериментальной группе составили от 31,6% (по показателю «Творческая продуктивность») до 52,9% (по показателю «Самостоятельность»). Изменения же в контрольной группе составили от 14,3% (по показателю «Целенаправленность») до 29,4% (по показателю «Композиционная целостность») (см. Рисунок 6).
Рисунок 5. Уровень развития словесного творчества детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента
Рисунок 6. Динамика позитивных изменений уровня словесного вторчества старших дошкольников
Если при проведении констатирующей диагностики средние значения показателей развития словесного творчества в обеих исследуемых группах были практически одинаковыми, то теперь, по окончании мероприятий формирующего этапа, средние значения показателей развития словесного творчества детей экспериментальной группы превышают аналогичные показатели детей контрольной группы на 0,1-0,4 балла (см. Рисунок 7).
Рисунок 7. Сравнительный анализ данных контрольной диагностики
Таким образом, предположение о том, что процесс развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий - систематичности и планомерности проведения работы по развитию словесного творчества средствами художественной литературы; использования разнообразных методов и приемов развития детского словесного творчества; планирования работы по развитию детского словесного творчества с учетом факторов, влияющих на развитие словесного творчества: наблюдение за окружающей действительностью; чтение художественной литературы; мотивация речевой деятельности – полностью подтвердилось.
Диаграмма 2Диаграмма 3Диаграмма 5MђЗаголовок 1!ђЗаголовок 215