Консультация Развитие творческих способностей детей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 179
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Консультация
Выполнила:
воспитатель
Кондратова
Марина Алексеевна
Кемерово 2015
План
1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ..
1.1 Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста ..
1.2 Классификация театрализованных игр как содержательной основы театрализованной деятельности дошкольников .
7
7
21
2. Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
24
Список литературы .
53
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста
Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Деятельность человека можно разделить на репродуктивную, воспроизводящую ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия, и творческую, результатом которой является создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности.
Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.
Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение.
Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.
Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий, выражается в следующих показателях:
способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.
К проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 37 лет.
Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:
свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);
открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;
деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
амплификации развития: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты [11].
Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном.
Для старших дошкольников интересны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.
Эмоциональность универсальный для всех видов творчества показатель. Эмоциональный мир дошкольника многогранен, органичен, неповторим.
Эмоциональный портрет ребенка высоким уровнем развития проявляется в таких показателях, как:
эмоциональная отзывчивость;
выразительность и вариативность эмоциональных проявлений;
богатство, глубина и разнообразие эмоционального опыта;
эмоциональная память;
эмоциональная гибкость, способность к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому;
развитое чувство юмора;
восприимчивость к невербальным проявлениям эмоций и чувств и др [11].
Исследовать эмоциональный портрет ребенка можно комплексом методов:
моделирования художественного образа (цветовое, графическое, пластическое моделирование эмоционального содержания, литературного, музыкального, художественного произведения);
сопоставления художественных произведений;
эмоционального проживания художественных образов произведений;
«вхождения» в образ;
игровыми методами (путешествие, фантазирование, отождествление и т.п.).
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
- оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Эти направления могут объединяться.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.
К пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога - активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
1.2 Классификация театрализованных игр как содержательной основы театрализованной деятельности дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Л. В. Артемова выделяет среди театрализованных игр – игры драматизации и режиссерские игры [3].
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Театрализованные игры могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на сцену, боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности достигаются следующие цели развития личности:
развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
овладение импровизационными умениями;
развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
совершенствование познавательных процессов.
Важно, чтобы театрализованных играх - драматизациях ребенок почувствовал себя артистом, который самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности (из опыта Л.В. Артёмовоой) [3].
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может, в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Особую роль при создании условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности играют родители ребёнка. Воспитатель ставит перед родителями следующие задачи:
- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.;
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;
- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях;
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.;
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Как показывает практика, взаимодействие с родителями в этом направлении способствует повышению эффективности работы с детьми по достижению задач, которые призвана решить театрально-игровая деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализация - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Научить детей импровизировать - дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя - вот главная задача театрализации.
Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Современные реалии требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно-эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении секретом творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
Практическая значимости выпускной работы заключается в том, что в работе представлена система методов и приемов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. В целом, задачи выпускной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
На наш взгляд, необходимо и далее совершенствовать такое направление развития творческих способностей дошкольников как театрально-игровая деятельность посредством создания новых программ и методик.
Список литературы
Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. – Москва : Сфера, 2010. – 128 с.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада /Л.В. Артёмова. – Москва : Просвещение, 1991. – 120 с.
Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара : Самарский Дом Печати, 1994. – 315 с.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. – Москва : Мозаика-синтез, 2010. – 240 с.
Владимирова М.Л. Мы с детьми в театр играли. Интегрированная авторская программа детского театра «Гном и Дом», г. Киров [Текст] / М.Л. Владимирова // Детский театральный журнал. – 2012. - № 2. – С. 28 – 31.
Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выгодский. - Москва : Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
Гнедова О. Театрализация сказок в коррекционном детском саду [Текст] / О. Гнедова, Л. Майданюк. – Москва : Детство-Пресс, 2007. – 66 с.
Доронова Т.М. Играем в театр [Текст] / Т.М. Доронова. – Москва : Просвещение, 2004. – 127 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 1986. – 320 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2013. – 416 с.
Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] : методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – Москва : Сфера, 2010. – 128 с.
Крылова Н.М. Детский сад – дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного воспитания [Текст] / Н.М. Крылова. – Москва : Сфера, 2004. – 262 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Академия, 352 с.
Логинова В. И. Детство [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. – Москва : Детство-Пресс, 2010. – 224 с.
Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография [Текст] / Л.В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХИ, 2011. - 211 с.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольного учреждения / М.Д. Махнёва. – Москва: Сфера, 2003. – 128 с.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 1982. – 148 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образовангия (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Распопов А. Г. Какие бывают театры [Текст] / А.Г Распопов. – Москва: Школьная пресса, 2011. – 148 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / под ред. Т. И. Ерофевой. Москва, 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - Творчество – Дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина, Н.Г. Миланович. - Москва: АРКТИ, 2004. 207 с.
Станиславский К.С. Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения [Текст] / Москва : Аст, 2011. – 384 с.
Сухинская В. Развитие коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 10. – С. 25-26.
Улашенко, Н.Б. Организация театральной деятельности. Старшая группа [Текст] / Н.Б. Улашенко. – Волгоград: Издательско-торговый дом, 2009. – 117 с.
Чусовская Н.А. Сценарии театрализованных представлений и развлечений [Текст] / Н.А. Чусовская. - Москва: Академия, 2011. – 116 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2011. – 284 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
14 "$&(*,.24ч