Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям жизни в детском саду


Севастопольский центр развития образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Севастополя
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 112»
Мастер-класс
«Поможем родителям адаптировать детей к условиям жизни в детском саду»

г. Севастополь
2016 г
Мастер - класс
Тема: «Поможем родителям адаптировать детей к условиям жизни в детском саду»
Дата и время проведения: 01.12.2016г, 10.00
Место проведения: ГБДОУ «Детский сад № 112»
Ответственный: Бескоровайная Н.В., методист Севастопольского центра развития образования по работе с педагогами-психологами.
Подготовил: Иванченко О.П., педагог-психолог ГБДОУ № 112
Целевая группа: педагоги-психологи ГБДОУ.
Форма проведения: мастер-класс.
Длительность: 1,5 часа.
Цель: Передать обобщённый опыт работы педагога-психолога с родителями по адаптации детей к дошкольному учреждению
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными формами и методами работы с родителями по адаптации детей к дошкольному учреждению.
2. Организовать передачу опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм работы с родителями.
3. Создать условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, ёлка, берёза, стикеры – «желания», листы бумаги (формат А4, А1), разноцветные круги с условными обозначениями для объединения в группы, раздаточный материал (программа, памятки, диски)
Методы и приёмы: презентация, выступление, работа в группах, практические упражнения, ребусы, головоломки
Ход мастер-класса:
1. Введение
1.1 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы семинара-практикума - методист МЦ Бескоровайная Н.В., (2 минуты)
1.2 Приветственное слово заместителя руководителя по УВР ГБДОУ № 112 Лущакевич В.Н. (2 минуты)
1.3. Презентация «Цели и задачи мастер-класса» педагог-психолог ГБДОУ № 112 (2 минуты)
1.4. Упражнение «Ваши ожидания…» (5 минут)
Цель: выявить ожидания участников от предстоящей работы.
Оборудование: дерево, стикеры в виде желаний на каждого участника семинара, ручки.
Задание: Каждому участнику семинара дается стикер-лист на котором он должен написать, что ожидает от сегодняшнего мастер-класса. И поделится своими ожиданиями, приклеить листок к дереву.
1.5. Упражнение «Имя моё» (3-5 минут)
Цель: установление эмоционального контакта среди участников группы, снятие эмоционального напряжения, настрой на предстоящую совместную работу.
Задание: Участник записывает своё имя на кружочке, который он получил. Произносит своё имя так, как он хочет слышать. После представления участника группа хором произносит его имя. Прикрепляем кружочки с именами к себе на грудь.
2. Теоретическая часть. Выступление - презентация: «Поможем родителям адаптировать детей к условиям жизни в детском саду». (15 минут)
Цель: организация работы педагога-психолога с родителя по адаптации детей к условиям жизни в детском саду.
Задачи:
- рассмотреть реализацию задачи годового плана по адаптации детей к условиям жизни в детском саду педагога-психолога по основным направлениям работы;
- эффективность проведения мероприятий по адаптации детей к условиям жизни в детском саду.
- представление педагогам-психологам квест-игры «Что поможет детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду»
Одна из приоритетных задач ФГОС: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОГС. п.1.6)
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Мы хотим поделиться опытом работы с родителями в нашем детском саду по адаптации детей к новым условиям жизни.
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу кормления, установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например переход в дошкольное учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения, развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения с взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро
Поэтому, одна из главных задач годового плана педагога-психолога это задача: Осуществлять психологическое сопровождение процесса адаптации детей к условиям жизни в детском саду на всех возрастных этапах.
Работа должна осуществляется по всем основным направлениям работы педагога-психолога, и отображаться в годовом плане работы педагога-психолога.
Психодиагностическая работа включает в себя психологическое исследование адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению А.С.Роньжиной;
Коррекционно-развивающая работа включает индивидуальные занятия, направленные на установление контакта, знакомства с детьми и снятия напряжения, создание атмосферы добра и доверия; групповые занятия
Психологическое консультирование включает:
- индивидуальные консультации родителей по вопросам адаптации детей к условиям жизни в детском саду;
- анкетирование родителей (сбор информации)
- Групповая консультация «Основные проблемы адаптации ребёнка к детскому саду»
Психологическое просвещение и психопрофилактика:
- Родительское собрание: «Особенности психического развития детей» ; «В детский сад без слёз»
- Папки передвижки «Как правильно адаптировать ребёнка к детскому саду», «Успешная адаптация, как её измерить»
- Оформление информационных листов для уголков родителей: «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению», «Памятка для родителей, ребёнок которых впервые пойдёт в детский сад» и т.д.
- Работа с педагогами: «Поможем ребёнку адаптироваться», «Кризис 3-х лет» и т.д.
- Буклеты для родителей: «Что делать, если…»
Нам был составлен оптимальный план психологического просвещения и психопрофилактической работы с родителями:
№ п/п Название работы Срок проведения Категория Ответственный
4. Психологическое просвещение; психологическая профилактика
Квест-игра для родителей «Что поможет детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду». август родители педагог-психолог, зам. рук. по УВР, воспитатели
Выступление на пед.часе: «Адаптация детей младшего возраста к ДОУ» анализ работы октябрь педагоги педагог-психолог
Родительские собрания с элементами тренинга: «Особенности психологического развития детей 4 г.ж» сентябрь родители педагог-психолог, воспитатели
3 Оформление информационных листов для уголков родителей: «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению», «Памятка для родителей, ребёнок которых впервые пойдёт в детский сад»
«Алгоритм адаптации ребёнка к дошкольному учреждению» сентябрь родители педагог-психолог, воспитатели
Каждая работа имеет свои результаты.
Представляем вашему вниманию показатели уровня адаптации детей к условиям жизни в детском саду по результатам диагностики уровня адаптации ребёнка к дошкольному учреждению за три года:
в 2014 году:
высокий уровень адаптированности – 62,3%
средний уровень адаптированности - 34,9%
Низкий уровень адаптированности – 3,7%
в 2015 году:
высокий уровень адаптированности – 72%
средний уровень адаптированности - 26,5%
Низкий уровень адаптированности – 1,5%
в 2016 году:
высокий уровень адаптированности – 85,4%
средний уровень адаптированности - 14,6%
Низкий уровень адаптированности – нет
У нас есть положительные отзывы родителей на игру, с которой познакомлю чуть позднее
Современные условия жизни убеждают нас в необходимости готовить к началу посещения ребёнком детского сада не только педагогов, но и родителей.
Наиболее эффективной формы работы с родителями, чьи дети только собираются прийти в детский сад, мы считаем проведение квест-игры, которую сегодня мы представим вашему вниманию.
3. Практическая часть
Цель игры: сформировать заинтересованность родителей в создании комфортных условий в период адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
1. Сформировать понятие о психоэмоциональном благополучие ребенка.
2. Повысить эмоциональную чувственность взрослых к значимым переживаниям ребенка.
3. Создать условия осуществления преемственности в работе между всеми участниками образовательного процесса.
4. Познакомить с психофизиологическими возрастными особенностями детей 4 г.ж.
5. Познакомить с традициями и обычаями детского сада.
Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас принять участие в квест-игре «Что поможет детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду».
Закройте глаза и представьте пожалуйста себя родителями, которые впервые переступили порог детского сада, и про детский сад и адаптацию знаете только послухам от мам «из песочницы».
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду! Ваш малыш впервые пойдёт в детский сад и ему предстоит пройти непростой период приспособление к новой обстановке, с еще не известным пространством, к новому окружению и новым отношениям. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду называется адаптация (от лат. adaptare — приспособлять).
Процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению очень часто для него – драматическое событие, которое затрагивает все сферы его жизнедеятельности. Причины этого понятны: ребенок попадает в новые социальные условия, встречается с сменой обычного расписания и способу жизни, с необходимостью принятия своего нового статуса. В это время ребенок может неадекватно себя вести, не находить общего языка с близкими людьми, болеть.
Поэтому, задача детского сада и семьи, сделать процесс вхождения ребёнка в детский сад как можно мягче. Только совместные усилия, согласованные действия помогут ребёнку привыкнуть к новым условиям жизни.
Игра «Нити»
Цель: формирование понимания необходимости согласованного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Оборудование: 5 табличек («девочка», «семья», «игра», «радость», «детский сад»), 5 разноцветных клубков (желтый, красный, зеленый, оранжевый, синий).
Ход.
Для иллюстрации игрового упражнения приглашаются 5 участников – им раздают таблички с надписями. Ведущий в ходе игры использует разноцветные клубки.
- Я расскажу вам такую историю. Жила – была девочка (выходит участник с табличкою «девочка» и клубком желтых ниток). У неё была семья (выходит участник с табличкою «Семья» и клубком красных ниток, и тренер ниткой соединяет его с «девочкой»). У девочки была своя комната, игрушки, с которыми она любила играть (выходит участник с табличкою «Игра» и «Радость» с клубком оранжевых и зелёных ниток, и тренер привязывает его к «Девочке»).
Когда девочке исполнилось 3 года, родители решили отдать девочку в детский сад (выходит участник с табличкой «Детский сад» и клубком синих ниток, и тренер привязывает его к «Девочке»). Привыкать к новым условиям жизни, к требованиям дошкольного учреждения девочке было трудно. Тут ей не хватало обычной родительской опеки, свободного режима дня и ещё много чего. Она перестала играть (режется нитка, которая связана с «Игрой»), у неё пропала радость (режется нитка, которая связана с «Радостью»).
И что осталось? Осталось: девочка, семья и детский сад.
Что почувствовали после окончания игры?
Помочь ребёнку адаптироваться могут только семья и детский сад!
Какие совместные усилия нам надо приложить, что бы процесс адаптации к условиям жизни в детском саду прошёл у детей быстро и легко? Этому научит наша игра.
Квест или приключенческая игра — это игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий (Википедия) 
Главные герои – это вы, уважаемые родители; повествование и обследование мира – это вся информация, которую вы получите во время решения головоломок и задач. Вы узнаете, о традициях и обычаях нашего детского сада, о психологических особенностях детей 3-х лет, вы познакомитесь с нашими воспитателями, и вы узнаете, что такое адаптация.
Инструкция к игре:
1. Вы заметили, что у каждого есть кружочки: красные, жёлтые, синие, фиолетовые . Необходимо объединится в группы по цветам. Всего 4 группы.
2. Игра будет проходить в 4 комнатах, в каждой по 15 минут: 1 комната – музыкальный зал; 2 комната – методический кабинет; 3 комната – группа № 8; 4 комната - группа № 5.
3. В каждой комнате Вам расскажут мини лекцию по определённой теме и предложат выполнить игровое задание. Выполнив правильно задание, вы получите букву или слог. Запишите букву или слог в лист, который будет Вам выдан.
4. Когда Вы пройдёте через все 4 комнаты у Вас будет набор букв. С этим набором букв мы собираемся в музыкальном зале для составления ключевых слов. Слова, которые мы с Вами составим, это и есть то важное, что поможет нам адаптировать детей к дошкольному учреждению.
Разрешите познакомить вас с ведущими этого квеста: Иванченко Оксана Петровна, педагог-психолог; Лущакевич Валентина Николаевна, заместитель руководителя по УВР; Глазко Татьяна Владимировна, воспитатель; Щербинина Юлия Сергеевна, воспитатель
Приглашаем пройти с ведущими, имеющими такой же цвет, как и у Вас, для начала игры. Все участники расходятся по игровым комнатам.
Что такое «адаптация»?
Ведущий: Иванченко Оксана Петровна, педагог-психолог
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму дня сопровождается изменениями поведенческих реакций ребёнка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приводит к нарушению здоровья, поведения, психических реакций.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Процесс адаптации может иметь несколько фаз. Кандидат психологических наук Н. Кузьмин даёт следующие характеристики этих фаз.
«Шторм» – в ответ на комплекс новых впечатлений вся система организма детей отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. Это состояние длится от 2–3 дней до одного или даже двух месяцев у отдельных детей.
«Шторм затихает» – период приспособления организма, оптимальный вариант: приспособление к совместной деятельности. Ребёнок становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период длиннее, чем первый – от одной недели до 2–3-х месяцев.
«Штиль» – период становления. Организм находит варианты реагирования на новый режим дня, общение с новыми людьми. Ребёнок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливает контакты, принимает реальное участие в занятиях. Этот период может длиться от 2–3-х недель до полугода.
Критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии РФ
Легкая степень адаптации
К 20 дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близким взрослым не нарушаются, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
Возраст.
Состояние здоровья.
Уровень развития.
Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Сформированность предметной и игровой деятельности.
Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
самостоятельно садиться на стул;
самостоятельно пить из чашки;
пользоваться ложкой;
активно участвовать в одевании, умывании.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети младшего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Задание: составить рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Расширять круг общения ребенка
Учить искать друзей
Развивать подражательность в действиях.
Учить делиться игрушкой, жалеть плачущего.
Быть уверенными в себе.
Приучать к самообслуживанию.
Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Итак, адаптация ребёнка к условиям жизни в детском саду, это процесс сложный, требующий внимания, терпения, заботы со стороны родителей и воспитателей.
Для того, что бы пройти в следующий этап, Вам необходимо найти нужные буквы. Для этого я предлагаю Вам потанцевать.
Игра «Танец Шаманов»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, сплочение коллектива.
Трём желающим участникам к спине привязывается коробка. Внутри коробки киндер-сюрпризы. В одном из них спрятана буква. Что бы киндер-сюрприз выскочил из коробки, надо потанцевать. «Танцует» три участника, остальные разыскивают буквы среди выпавших из коробки киндер-сюрпризов. Найденную букву записывают в лист.
Воспитатель для моего ребёнка. 
Ведущий: Глазко Татьяна Владимировна, воспитатель группы № 5
Кто же такой педагог?...Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Профессия воспитателя детского сада – одна из благородных и нужных людям.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.
Как узнать у родителей об особенностях и привычках ребёнка?...В своей работе мы используем:
1. Анкетирование родителей (показываем анкету)
2. Беседуем с родителями.
3. Наблюдаем за ребёнком.
Уже в процессе первых наблюдений за ребёнком воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Однако, наибольшее внимание следует уделять особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист.. (показать), в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передаётся педагогу-психологу, который прилагает его к социально-демографическому паспорту развития ребёнка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мер и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного периода.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В своей работе, по улучшению адаптации ребёнка к детскому саду, воспитатель осуществляем просветительскую работу с родителями: просветительские листовки «Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду»; даёт информацию о работе специалистов ДОУ; оформляет папки-передвижки «В детский сад без слёз»; информационные листы – памятки с кратким материалом «Алгоритм прохождения адаптации».
Поэтапность поступления детей, с учётом прогноза адаптации.
Уважаемые родители, как вы поняли, воспитатель – это самый важный человек во время адаптации ребёнка к условиям жизни в д/с.
Как по вашему, каким должен быть воспитатель, который поможет приспособиться ребёнку к новым условиям жизни в детском саду?
Упражнение «Воспитатель для моего ребенка»
Цель: сформировать ожидание в отношении личностей воспитателей.
Оборудование: 2 стола и игрушки из серии игрушки, цветы, школьные принадлежности, инструменты и др.
Ход:
Выбрать образную игрушку – «воспитателя», которая поможет приспособиться ребенку к новым условиям жизни в детском саду, и наделить его необходимыми чертами характера и профессиональными качествами.
И действительно, воспитатель – это человек, который сопровождает вашего ребенка в сложный для него период – период адаптации.
Вы хотите получить следующую букву? Поиграем в игру.
Игра «Отгадайте слова»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, сплочение коллектива.
Вам предложены протоколы с загадками. Последняя буква первой загадки и первая буква второй отгадки на загадку, и есть необходимая Вам буква.
Психологические особенности детей младшего возраста
Ведущий: Щербинина Юлия Сергеевна, воспитатель
1.  Детский мозг
Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.
Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.
Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.
 2.      Познавательные процессы
Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях.
Восприятие.  Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).
Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи.
Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.
3.      Игра
Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты  с одной-двумя ролями.
 4.      Личность
Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
4.Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.
Чувства непроизвольны - легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.
Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:
- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого
- ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.
В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.
СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ
- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
- Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.
- Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.
- Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:
Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания
Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.
Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.
Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.
В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.
Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
- Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
- Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
- Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».
- Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
- Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
- Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.
Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.
СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.
Вы хотите получить следующую букву? Поиграем в игру.
Игра «Посмотри в зеркало»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, сплочение коллектива.
В группе есть зеркала. Надо встать рядом с зеркалом на специально обозначенное для Вас место, посмотреть в зеркало и найти необходимую вам букву. Удачи!
Традиции и обычая нашего детского сада.
Ведущий: Лущакевич Валентина Николаевна, заместитель руководителя по УВР
Традиции детского сада по взаимодействию с родителями.
Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передача», повествование) — норм и правил жизни людей, передающиеся от поколения к поколению. Данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. То есть общение, передача информации от человека к человеку.
Давайте немного отступим от термина «традиции»и заглянем в закон Российской Федерации «Об образовании» который гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». И современные родители, следуя этому закону, изо всех сил стараются всесторонне развивать своё чадо, благо, полки книжных магазинов кишат разнообразной педагогической литературой. Однако родители, не имея педагогического образования, не в силах разобраться, что именно необходимо их ребенку на данном возрастном этапе. Задача дошкольного учреждения - помочь родителям правильно воспитать ребёнка. Не всякий родитель может сразу принять эту помощь, нужно обойти множество «острых углов», чтобы привлечь их к сотрудничеству.
Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, чтобы ребенок рос и гармонично и всесторонне развивался, нашим дошкольным учреждением разработана стратегия работы с каждой отдельной семьей.
Сотрудничество или другими словами взаимодействие с родителями состоит из диалогового общения педагогов и родителей, подразумевающего открытость, искренность, отказ от критики и искреннюю заинтересованность во взаимодействии.
Реализация форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:
-информационно-аналитическое;
- наглядно-информационное;
-познавательное;
-досуговое;
Для того чтобы поближе познакомится с вашими семьями, стилем воспитания, общения с вашими детьми. Узнать Ваше мнение по тем или иным вопросам. В детском саду мы проводим различные виды анкет, опросников, тестов.
В каждой группе находится почтовый ящик: «Вы спрашиваете – мы отвечаем», в который вы можете отправить пожелания и предложения. Задать интересующие вопрос на которые дадут ответы наши специалисты.
Наглядная информация в виде
-выпущенных газет, буклетов, стендов, «Дайджестов для родителей» . Даст возможность вам больше узнать о происходящей жизни учреждения
- памятки- помогут пополнить не достающие знания и систематизировать имеющиеся.
На сайте ДОУ в информационной сети интернет, можно также познакомится с различными документами, приказами ,положениями которые регламентируют работу сада.
В созданной группе в социальной сети «В контакте» хорошая возможность выбрать интересные фото и видео материалы, репортажи, интервью. Как с повседневной жизни, так и с важных мероприятий .Можете и сами поделиться вашими фото .
Познавательное общение с удовольствием продолжим на родительских собраниях. Как в ваших группах так и обще садовские.На них воспитатели и другие специалисты познакомят родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Наши встречи стараемся сделать разнообразными за счет
•Музыкальное сопровождение в ходе собрания;
•Минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком;
•Работа с памятками;
•Сюрпризные моменты с фрагментами занятий, с элементами презентаций , с демонстрацией фото и видео детей.
•элементов тренинга.
Родители детей, посещающие сад с удовольствием участвуют в совместных детско - родительскиех проектах.
Такая форма работы учит взаимодействию родителей и ребенка.
Наши проекты: «Генеалогическое древо», «Любимые игрушки».
В проекте «Все работы хороши - выбирай на вкус» внес новшество, когда родитель, который рассказывает о своей профессии в группе ребятам , а воспитатель дополняет т.е. по сути ведет с детьпи познавательную работу на ровна с воспитателем.
«Душевный разговор».
Мероприятие рассчитано не на всех родителей, а только на тех, у кого дети имеют общие проблемы, на нее может пригласить вас любой специалист сада
Выставки
Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.
Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей.
Наш досуг
В.А. Сухомлинский сказал когда-то: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Всегда ждем вас на праздниках,вечерах развлечениях. Совместные танцы, песни, игры надолго остаются в памяти и детей, сближают родителей, радуют детей.
Акции
В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада: «Посади дерево!» «Сделаем наш сад красивее!».
Игра «Позвони мне»
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, сплочение коллектива, умение находить нужную информацию.
Для того, что бы я Вам дала необходимую Вам букву или слог, Вам надо прозвонить по предложенным телефонам, и поинтересоваться, как зовут человека, с которым Вы разговариваете. Из букв складываем слово. Если слово будет собранно верно, Вы получите необходимую Вам букву.
4. Заключение.
Все группы собираются в музыкальном зале.
Все немного устали после активных игр. Я предлагаю отдохнуть. Как отдыхает женщина – она моет посуду.
Игра «Помой посуду»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение; испытать положительные реакции от сюрпризного момента; объединить коллектив; найти буквы.

Все буквы найдены. На втором предложенном листе составьте пожалуйста слово из букв, которые у Вас имеются.
Скажите, что требуется от родителей, что бы процесс адаптации к условиям жизни в детском саду прошёл гладко, спокойно.
Надеюсь, Вы согласно со мной, что именно эти слова помогут деткам привыкнуть к детскому саду?
Рефлексия: упражнение «Плоды…» (10 минут)
Цель: получить обратную связь, выявить насколько оправдались ожидания участников.
Задание: На дереве должны появиться плоды знаний. Напишите пожалуйста, оправдались ли Ваши ожидания. Хотелось бы получить обратную связь.
Литературный источник:
Макшанцева Л.В. Психолог в детском саду. 2004, №1 Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников в детском саду.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Серия «Психологическая служба». – М: Издательство «Книголюб», 2003.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.
Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.
Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.
Потапова, Е. «Завтра приду опять!» // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. – С. 63-67.
Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка Детский сад №14: [сайт] – Режим доступа: http://www.detsad14.ru/psychology/articles/adaptation.html
Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html
Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/
Алгоритм адаптации ребенка к детскому саду3[Электронный ресурс]//Сайт педагога-психолога в детском саду: [сайт] – Режим доступа: http://psichologvsadu.ru/