ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Участники проекта:
Старший воспитатель ДОУ – Н.С. УбейникВоспитатели группы раннего возраста – Е.М.Котлярова , Ю.В. СурмачМедицинский работник Н.В. ПариеваРодители детей группы раннего возраста
Сроки реализации : июнь – август 2015г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
 
Основные задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
- создание комфортных условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков
.Актуальность проекта
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
разработка анкет для родителей;
1.5 составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
заполнение карт адаптации
оздоровительная и профилактическая работа:
организация питания детей по летнему 10-дневному меню;
включение в меню витаминных напитков, фруктов, свежих овощей;
вариативность утренних гимнастик;
осуществление различных видов закаливания и профилактических мероприятий в течение дня:
–воздушные и солнечные ванны;
–сон при открытых окнах;
–гимнастика после сна;
–ходьба по дорожкам здоровья (1-я дорожка - обычная, 2-я до- рожка - ребристая, 3-я дорожка - с плоскими пуговицами; 4-я мокрая и сухая дорожка)
–гигиеническое мытье ног;
–гигиеническое полоскание рта после приема пищи.
–максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём, гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, развлечения)
–обширное умывание
–обтирание верхней части тела влажной рукавичкой.
3. Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
 План проекта
период Содержание
Июнь - Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к детскому саду»;
- Анкета для родителей (социальная);
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Пальчиковый театр «Сорока-белобока»
- Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:
«Солнышко и дождик», «Ножки» (2 стр. 14,16)
- Игры направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:
«Чистоплотные дети»,«Что нужно кукле!»,«Вымой руки» (папка игровая деятельность)
- Подвижные игры:
«Бегите ко мне», «Принеси игрушку», «Перешагни палку» (3 стр. 25)
- Сюжетно-ролевые игры:
«Пора кушать», «Ласковая мама», «Укладываем игрушки спать» (5 стр. 25, 27, 28)
- Художественная литература:
Потешки для новичков (1 стр. 182)
Русские народные сказки: «Репка» «Колобок», (6 стр.48, 50)
- Пальчиковая гимнастика:
«Домик», Очки», «Флажок» «Лодка» (1 стр. 81)
- Гимнастика после сна (1стр.73)
Июль: - Консультация для родителей «Развивающие игры для малышей», «Закаливание» «Профилактика плоскостопия»
- Театр на столе «Колобок»;
- Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:
«Раздувайся, пузырь!», «Карусели» (2 стр. 19-21)
- Игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:
«Водичка, водичка!»,«Сделаем лодочки» (папка игровая деятельность)
- Подвижные игры:
«Пройди по дорожке» (тропинке), «Пройди по мостику», «Поднимай ноги выше» (3 стр. 26)
- Сюжетно-ролевые игры:
«Баюшки-баю», «Надо умываться», «Пора вставать»,(5 стр.28)
- Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки» (6 стр.229)
Потешки «На сон грядущий» (1 стр. 183)
Русские народные сказки: «Курочка ряба» (6 стр.46)
- Театрализованное представление «Курочка ряба» (Конспект)
- Пальчиковая гимнастика:
«Пароход»,«Стул», «Стол» «Грабли», (1 стр. 1 стр.52, 83)
- Гимнастика после сна (1стр.73)
Август - Консультация для родителей «Расти здоровым малыш», «Формирование культуры трапезы»
- Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:
«Лови-лови!», «Куклы пляшут» (2 стр.23, 27)
- Игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:
«Мыльные перчатки»,«Умывалочка», «Делаем прическу» (папка игровая деятельность)
- Подвижные игры:
«Догони мяч», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль» (3 стр. 71, 72)
- Сюжетно-ролевые игры:
«Мы идем гулять», «Кукла заболела», «Приходите в гости к нам
(5 стр.30, 31, 34)
- Художественная литература:
Потешки при умывании. Потешки при кормлении (1 стр.184, 187)
Куольный театр «Колобок для куклы Кати» (Конспект)
Русские народные сказки: «Волк и козлята», «Теремок» (6 стр.60, 66)
- Вечер развлечений «У солнышка в гостях» (Конспект)
- Вечер развлечений «Игрушки» (Конспект)
- Пальчиковая гимнастика:
«Цепочка», «Шарик», «Кошка», «Скворечник» (1 стр. 83, 85)
- Гимнастика после сна (1стр.73)
- Фотовыставка «Вот какие малыши»
 Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. З.М. Богуславская Е.О. Смирнова Развивающие игры Для детей младшего дошкольного возраста Книга для воспитателя детского сада МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991
3. С. Я. ЛАЙЗАНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Пособие для воспитателя детского сада
4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
5. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. М.: Мозаика-Синтез 2008
6. Н.П. Ильчук Хрестоматия для дошкольников 2-4 года Пособие для воспитателей и родителей