Использование обучающих компьютерных программ,как средство развития познавательного интереса к изучению английского языка

Использование обучающих компьютерных программ, как средство развития интереса к изучаемому языку.

Большая заслуга в развитии познавательного интереса, формировании навыков чтения и активизации действий учащихся принадлежит новым технологиям обучения, которые включают в себя различные компьютерные программы. В их лице у преподавателя появился ценный помощник, а само преподавание благодаря им стало более личностно-ориентированным. Использование компьютерных программ позволяет учитывать уровень и индивидуальную специфику каждого учащегося. Компьютерные программы являются также существенным коррегирующим средством, но, главное, они способны развить творческий потенциал ребенка. Использование обучающих компьютерных программ в обучении иностранному языку позволяет быстрее наладить иноязычное общение, в том числе и среди начинающих обучаться.
Для того, чтобы ребёнок успешно справлялся с такими сложными задачами необходимо учителю систематически привлекать различные методы, приёмы обучения, чтобы поддерживать мотивацию учащихся и эффективно организовывать педагогический процесс по иностранному языку.
С моей точки зрения таким стимулирующим и интенсифицирующим средством является регулярное использование компьютерных технологий на уроках английского языка.
Существующее обилие обучающих программ позволяет разнообразить задания, сделать обучения более привлекательным для детей, которые считают компьютер своим рабочим инструментом.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку, помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Большое количество источников затрудняет поиск необходимой информации. На данный момент не каждый обучающий может разобраться с существующими Мультимедиа программами и включать их в процесс обучения.
В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие – компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Мое мнение, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения.
Компьютерные программы содержат интересные, увлекательные занятия, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, развитие навыков монологической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе и дома, письмо. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Ученик даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Игры направлены на достижение положительного результата, что способствует повышению качества обученности. Они помогают отработать, закрепить, активизировать грамматический материал в коммуникативном контексте и таблицах.
Компьютер представляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Например: «Внимательно прослушайте реплику и наберите ее в точности, как было сказано», компьютер проверит правильность ответов в соответствии с шаблоном и запишет результаты в базу данных.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:
1. Первичные:
- информативная – основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому компьютер широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;
- тренировочная – применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранному языку. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая – применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
2. Второстепенные:
- коммуникативная – возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно-стимулирующая – в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующем фактором; Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2)анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и сообщение о нем учащемуся. Дидактические возможности:
1) возможность систематической работы с учебной информацией;
2) возможность оперативного управления процессом обучения;
3) возможность интенсивной коммуникации с компьютером, интенсификация самостоятельной работы каждого учащегося.
В плане методики обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой следует отметить:
1) большую информационную ёмкость учебного материала;
2) создание коммуникативных ситуаций в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
3) овладение различными языковыми моделями и структурами.
Важным представляется то, что обучающийся самостоятельно выбирает не только «объём знаний», но и последовательность освоения его фрагментов, формируя тем самым индивидуальную логику. В условиях тенденции повсеместного внедрения в процесс обучения информационных технологий, развитие культурно-творческой способности получает дополнительные возможности, а компьютеризация образования может оптимизировать развитие этой способности.
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
- преподавателя;
- эксперта;
- партнера по деятельности;
- инструмента деятельности;
- обучаемого.
Учащиеся могут применять компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.
Можно отметить даже целый ряд преимуществ использования персонального компьютера для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем:
- неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
- свободный режим работы ( выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
-исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
Компьютер может быть использован в качестве эксперта на заключительном этапе работы для корректировки и экспертной оценки выполненного задания.
Главным предназначением компьютера в качестве инструмента учебно-познавательной деятельности является обеспечение максимальной поддержки при овладении языком, которая позволяет учащемуся перейти к более рациональным формам обучения, устраняющим разрыв между получением знаний и их действительным усвоением.
Применение персонального компьютера в качестве инструмента поддержки профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка позволяет не только более эффективно работать с учебными материалами, но и оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банков данных по каждому конкретному учащемуся и группе обучаемых в целом ( сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы и так далее). Системы учета и анализа ошибок обучаемых, предусмотренные во многих контрольно обслуживающих программах либо существующие в виде отдельных программ, дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных педагогических исследований и позволяют упростить работу по организации учебного процесса.
Таким образом, для обучающего применение персонального компьютера в качестве инструмента деятельности обеспечивает от рутинной работы, возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса относительно конкретного учащегося или группы обучаемых в целом, внедрения новых организационных форм обучения.
Можно заключить, что применение компьютера в процессе овладения языком создает условия для иноязычного общения, обеспечивает широкий доступ к информации и помогает в самостоятельном изучении иностранного языка.
Компьютеры расширяют возможности учителя и учащихся, предлагая большое разнообразие заданий различного уровня, которые выполняются детьми быстро и с интересом.

Преодолеть трудности в формировании навыков чтения, в изучении лексико-грамматического материала, помогают компьютерные технологии. В наши дни компьютерные технологии находят все большее применение в обучающий процесс, в том числе иностранным языкам. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий занимаются плеяда исследователей, среди них Е.С. Полат, Е.И. Дмитриева, И.А. Цатурова, Л.А. Цветкова и другие. Компьютер как ТС отвечает следующим критериям:
1)способствует повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
2) обеспечивает немедленное и постоянное подкрепление правильных учебных действий каждого обучающегося;
3) повышает сознательность и интерес к изучению языка;
4) обеспечивает оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
5) обладает возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования [26, с.204]
Психологически, компьютерное обучение имеет огромный мотивационный потенциал. Некоторые программы включают элементы известных компьютерных игр или полностью повторяют модель игры в адаптации к учебным целям. Уже давно замечено методикой, что технические средства являются наиболее перспективным источником повышения эффективности обучения иностранным языкам. Этап внедрения Компьютерных технологий – это этап интенсификации процесса обучения, «при котором наблюдается количественный и качественный рост показателей учебных речевых действий у каждого учащегося за единицу времени» [17 С.4] . М.В.Ляховицкий и И.М.Кошман отмечают, что используя компьютер, можно увеличить время говорения каждого ученика, индивидуализировать учебную работу, полнее реализовывать методы ускоренного обучения иностранным языкам.
Одна из важных сторон практического владения иностранным языком – обучения навыку чтения. Многочисленные исследования показывают, что компьютер позволяет осуществлять новые качественные изменения в системе образования [27,С.3]. При этом авторы указывают, что эффективность обучения с помощью компьютера определяются качеством обучающих программ. Первоначально компьютерные программы включали наиболее простые ситуативные упражнения, представляющие собой «одно или несколько стимулирующих высказываний, за которыми должна следовать однозначная реакция ученика». Поскольку компьютер обладает способностью моментально реагировать на вводимую информацию уже более 15 лет создаются простейшие обучающие программы в виде упражнений [23,С.10]. Существуют программы для проверки грамматики орфографии. И даже обучение устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом компьютерного обучения иностранным языкам, стало возможным благодаря устройствам мультимедиа. Компьютер позволяет воспринимать, хранить и оперативно использовать большие объемы учебной информации, дает возможность выполнять такие виды упражнений как реконструкция текста, чтение на скорость, «клоуз-процедура» (упражнение на восстановление смысловой целостности текста, восстановление порядка предложений, абзацев). Например, такие задания: 1. Отметьте предложения, являющиеся эквивалентами иностранных. 2. Укажите правильный перевод предложений. 3. Найдите в тексте предложения, выражающее одну и ту же мысль.
Хорошая компьютерная программа, по мнению специалистов, предлагает не только несколько уровней представления одного и того же содержания, но и учитывает характер учащегося, его индивидуальные психологические особенности. Работа на компьютере может оказывать определенно воспитательное значение, учащиеся привыкают к точности, аккуратности, так как компьютер постоянно контролирует самостоятельную работу учащегося и сигнализирует о совершенных ошибках. Одновременно, учащийся имеет возможность управлять компьютером, задавая определенный режим обучения, выбирая материал и последовательность выполнения заданий. Это «индивидуализирует процесс обучения, делает его избирательным и личностно-ориентированным» [23, С.25].
При обучении иноязычному чтению большое значение отводится принципу наглядности, психологической основой которого является учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Используя компьютер, можно создавать необходимые чувственные образы. Исследования доказывают, что компьютер позволяет обеспечивать всесторонний (текущий, итоговый) контроль чтения, давая преподавателю больше времени на творческие аспекты работы с учащимися. Экономия времени на контроль при таком методе составляет до 60 % [14, С.16].
Чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, А вот учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и тестов по чтению. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.
Преимущество мультимедийного обучения чтению на иностранном языке очевидно для самого школьника: он видит на экране текст, одновременно слышит его и следует за звучанием по тексту с помощью бегущей вдоль строки метки. Такой электронный тренажер решает проблему чтения кардинально как в техническом, так и в мотивационном плане [15, С.60]. «Аналитико-синтетический метод, принуждающий ребенка читать букву за буквой, слог за слогом, вколачивает в него ряд мусорных интеллектуальных - моторных операций, не имеющих отношения к настоящему чтению». В этом сложно не согласиться с А.Кушниром.
Такие проявления чтения книжного, как распознавание и узнавание отдельной буквы, ее идентификация с нужным звуком, соединение звука со звуком, формирование слогов, соединение слогов в слово, вспоминание предыдущего слова, восстановление целостного контекста, «топтание» глазами на каждой букве, бегание глазами по каждому лову туда и обратно много раз, определение открытости-закрытости, мягкости- твердости, с точки зрения собственно чтения являются бесполезными действиями. Ведь можно обойтись и без порчи психо-интеллектуальных механизмов с помощью простой модификации учебного процесса: Включаем магнитофон, указываем ученику то место в тексте, которое звучит, постепенно приучаем его самого видеть звучащее слово в тексте, а в результате имеем нормальный темп деятельности, полное понимание текста с первого предъявления, отсутствие артикуляционной доминанты и возвратных движений глаз.
Этим же вопросом задается и Алексей Кушнир. Он делает уместный вывод – «не будь наше методическое пространство столь замороченным методическими мистификациями, типа «условно-речевого метода» в иностранном языке, то даже отечественная электронная промышленность уже лет двадцать выпускала бы телевизионные приставки, с помощью которых все детское население шло бы в школу вооружившись навыком свободного чтения, а лексический запас пятиклассника в английском превышал бы таковой у выпускника школы».
Сами ревнители «книжной мотивации» забывают, что книга может быть не только на бумажном носителе, но и на магнитном, оптическом или голографическом носителе. Учитывая это, проблема противопоставления книги – компьютеру снимается сама собой. В пользу книги на электронных носителях информации говорит тот факт, что электронная книга обладает мощным справочным аппаратом, функцией автоматизированного поиска нужной информацией; к тому же гипертекстовые свойства электронной книги не отменяют того фундаментального факта, что все это нужно читать.
Таким образом, с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формирование и развивать навыки чтения, совершенствовать умение письменной речи пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное – формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Следует отметить, что большинство имеющихся в настоящее время мультимедийных учебников не отвечают пока всем выше упомянутым требованиям. Но есть и счастливые исключения, которые достойны того, чтобы их отметить. К ним относятся:
Для своего исследования я отобрала программы, ориентируясь прежде всего на возрастную категорию учащихся, то есть младший и средний школьный возраст. «Клиффорд учится читать по-английски», «Правильный английский без скучных правил», «Учите слова», «Тим и Тома. Путешествие в Англию», «Английский дома и во дворе». Данные программы содержат множество игровых заданий.
В процессе изучения методической литературы по вопросу использования компьютерных программ на уроках иностранного языка, я нашла только общие рекомендации, методические функции, реализуемые средствами компьютера, преимущества перед печатными средствами обучения (интерактивность, мультимедийность + мобильность (можно менять содержание). Однако, методика использования компьютерных программ, большинством авторов предлагалась как рекомендации использования отдельной программы. Опираясь на данные рекомендации Нестеровой Н.В., Петровой Л.В., Телициной Т.Н., Ушаковой С.В., Кушнира А.М, Гальсковой Н.Д., Полат Е.С., Протасеня Е.П., Шмятенко Ю.С., Цветковой Л.А. и других, а также свой собственный опыт я предлагаю следующюю последовательность работы с компьютерными программами:
1.Осуществление отбора компьютерных программ в соответствии со следующими критериями: ориентация на категорию пользователя, то есть на младший школьный возраст; вид программы; наличие нескольких уровней сложностей; наличие блока обратной связи и контроля; степень занимательности программы; воспитательный потенциал; наличие дружественного интерфейса и дополнительных функций.
2. Тщательное изучение и прохождение всех заданий. Анализ лексики и грамматических явлений на соответствие уровню владения языком. Выявление их обучающей ценности.
3. Составление таблицы-приложения к тематическому плану (на каких занятиях, какие задания могут быть использованы) с указанием этапа работы с формированием навыков (ознакомительный, знакомство с правилами чтения, тренировочный, закрепление, контроль).
4. Разработка фрагментов уроков с использованием отобранных заданий (время работы на ПК не превышает 15 минут).
5. Рефлексия (самоанализ эффективности использования данного средства обучения).
6. Планирование (следующих фрагментов, либо замена на другую программу).




При всем разнообразии дидактических программных средств на образовательном рынке практически нет программ, точно следующих базовым стандартам начального обучения и «привязанных» к тому или иному учебно-методическому комплексу. Кроме того, среди программ, предназначенных для детей младшего школьного возраста, доминируют зарубежные разработки, отличающиеся более высоким качеством, как дидактического компонента, так и технического исполнения. Следовательно перед учителем, который преподает иностранный язык в начальной школе, встают следующие вопросы: придется ли ему отказаться от использования компьютера на своих уроках и должен ли он игнорировать качественные зарубежные программы только потому, что их содержание неадекватно базовым программам языковой подготовки в отечественной школе.
По моему мнению, учитель может эффективно использовать компьютер в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников. Изучение программ, применяемых в процессе обучения английскому языку, позволил мне сформулировать следующие критерии их анализа.
1.Ориентация на категорию пользователей, то есть на младший школьный возраст.
Данная возрастная градация, привычная в отечественной образовательной системе, не совсем соответствует зарубежной. Поэтому на продуктах иностранного производства, предназначенных для детей этой категории, может присутствовать маркировка «для детей от 3 до 8 лет» или «для детей 7-10 лет».
2.Вид программы. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – способствовать изучению английского языка. Их можно разделить на две категории: 1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские игры, игры-забавы); 2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные). Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности пользователя, степенью занимательности, а также типом оценки результатов (см. таблицу).
Анализ образовательных программ
Категории
Характеристик
Учебные
Игровые

Назначение программы
Обучение
Развлечение

Основной вид деятельности
Учебная
Игровая

Степень занимательности
Средняя
Высокая

Тип оценки результатов
Прямая (рейтинговая - в баллах)
Косвенная (поощрение или порицание)


3.Соответствие компьютерных программ задачам обучения – это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид и жанр программы целесообразно выбирать в зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для формирования навыков чтения и контроля знаний понадобятся не только игры, но и обучающие программы. Нас интересуют программы с помощью которых можно развивать и формировать навыки чтения.
4.Наличие нескольких уровней сложности позволит определить уровень перспективного роста ученика при выполнении заданий, а также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
5.Наличие блока обратной связи и контроля учитель может использовать как непосредственно на уроках (некоторые программы предлагают пользователю рейтинговую форму оценки), так и при организации самостоятельной работы учащихся дома, В последнем случае особое значение приобретает такое качество программы, как интерактивность, то есть способность реагировать на действия пользователя, тем самым обеспечивая диалоговый характер обучения.
6.Степень занимательности программы – это критерий, имеющий особое значение при работе с младшими школьниками. Его оценка может включать анализ сюжетной линии программы, качества графики, анимации, музыкального сопровождения, наличие в структуре программы игровых заданий. Степень занимательности программы во многом определяется ее возрастной ориентацией и видом ( см.приложение).
7.Воспитательный потенциал сюжета программы обычно мало рассматривается российскими педагогами, в то время как за рубежом программные продукты считаются одним из важных средств формирования мировоззрения ребенка. В связи с этим к их содержанию предъявляются специальные требования (например, программы для детей младшего возраста не должны содержать элементов насилия). Кроме того, учитель может использовать особенности сюжета программы в структуре учебного материала.
8.Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций (например, конструирования тестов или распечатка материалов) дополняет характеристики программного продукта.
В своей работе я в основном использую три программы для формирования навыков чтения, лексики, грамматики, а также познавательного интереса к изучаемому языку: «Правильный английский без скучных правил» (фирма Auralog); «Учите слова» (фирма EuroTalk Interactive), «Клиффорд учится читать по–английски».


«Учите слова»
Обучающая программа «Учите слова» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Программа построена на основе известной и прекрасно зарекомендовавшей себя методики Flash Cards. Курс озвучен профессиональными актерами-носителями языка в двух вариантах языка: английский и американский. Программа имеет 3 уровня сложности.
Программа включает в себя:
Словарь. Этот раздел используется для пополнения словарного запаса. Учащиеся запоминают слова, учатся правильно писать и читать, отрабатывают произношение слов.
Введение лексики происходит с помощью яркой наглядности, аудирования и графического образа с транскрипцией. Это очень интересное и в то же время полезное и важное упражнение для учащихся. Одновременное написание и звучание слова оказывают большую помощь при обучении чтению.
Программа позволяет записать свой голос и сравнить произношение с оригиналом.
Для закрепления лексики и навыков чтения, учащимся предлагается выполнить 9 игровых заданий нескольких типов:
«Найди картинку». Например: Диктор озвучивает фразу «The frog is on the leaf», учащийся должен найти картинку, соответсвующую этому предложению.
«Подбери пару». Например, учащиеся открывает карточку со словом cat, он должен сразу же открыть карточку с изображение кота.
«Игра на время» (с помощью «мышки» нужно правильно найти слово).
В конце каждого задания подсчитываются баллы. Помощник Тигр подбадривает учащихся фразами: «Не плохо», «Ого-го», «Замечательно».
В конце работы можно распечатать сертификат, где указывается количество набранных баллов, оценка или награда (бронзовая, серебряная, золотая медали).
Эта программа позволит в простой и занимательной форме освоить базовый набор иностранных слов и словосочетаний, а также поможет в развитии навыков чтения, понимание на слух и произношение.

«Клиффорд учится читать по–английски».
Данная программа предназначена для детей 6-9 лет. Программа создана на основе серии книг Норманна Бридвелла о Клиффорде. Относится к категории учебно-игровых программ. Программа состоит из 3-х уровней сложности: легкий, средний, трудный.
Программа содержит 7 уровней игры. Пройти их учащимся помогают красивые персонажи девочка Эмили и огромный добрый пес Клиффорд.
С помощью помощников дети узнают буквы английского алфавита, звуки, слова, учатся читать и писать по-английски. Контроль навыков чтения проверяется разными игровыми заданиями. Например, изучив слог an, учащимся даётся задание добавить 1 букву к слову, чтобы получилось слово. Затем слово озвучить по буквам и прочитать (can, man, ran,...).
При помощи игры «Щелкни шарик» можно проверить не только навыки чтения, но и понимание слова на слух. Например, диктор произносит слово cat и просит щелкнуть шарик, на котором написано это слово.
За успешное выполнение заданий ребёнок получает призы-книги, которые он сможет самостоятельно прочитать.
«Правильный английский без скучных правил»
Эта программа соответствует младшему школьному возрасту. Относится к категории игровых. В сопровождении двух забавных друзей Альберта и попугая Калико ребенок исследует загадочный мир «Правильного английского».
Программа состоит из трёх уровней сложности. Первый уровень- Погружение (слушай английскую речь); Второй уровень – Понимание на слух (старайся понять то, что тебе говорят); Третий уровень – Разговорная практика (попробуй сам говорить по-английски) Обучение начинается с первого уровня сложности и постепенно продвигается к третьему. Всего курс содержит 200 заданий: 140 игр; 35 мультфильмов, которые переносят ребенка в мир, где все говорят по-английски. Учащийся может создать своего героя и озвучить его. Озвучив любимого героя, он улучшит свое произношение и интонацию. Разучив песенки-караоке, ребенок почувствует себя звездой. Программа содержит словарь, где учащиеся могут узнать новые слова.
Таким образом, изученные и примененные мной на уроках английского языка компьютерные программы соответствуют программным требованиям школы по обучению английскому языку. Они улучшают не только навыки по чтению, по аудированию, письму и говорению, а также повышают познавательный интерес, лексический и грамматический уровень знаний учащихся, расширяет их кругозор.
Оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от целей урока, так как по санитарно-гигиеническим требованиям работа с компьютером составляет 10-15 минут.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить живое слово самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.





МОУ «Белоусовская основная школа»





Сообщение по теме самообразования
«Использование обучающих компьютерных программ, как средство развития интереса к изучаемому языку».






Подготовила: учитель английского языка
Шеметова Елена Сергеевна.




2010 год
Список литературы, изученной по данной теме:

Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.
Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. //Вопрос психологии. – 1993. - №3.
Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе.- М.:Академия,1994 – 21 с.
Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.
Видерхольд. Компьютер в начальной школе. //Информатика и образование. – 1993. - №2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.,1991.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. //ИЯШ. 1991, №1 – 30-34 с.
Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.
Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
Заинчковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. //Информатика и образование. – 1994. - №2.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение,1991 – 222 с.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с.
Канатова С.Ш. Использование ЭВМ для осуществления индивидуального обучения. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук.М.:1991 г
Кершан Б. И др. Основы компьютерной грамотности. –М.,1993.
15.Кушнир А.М. Школьные технологии, 1997 г. № 6
16.Любичева Е.В. Персональные компьютеры и их использование при обучении русскому языку. - СПб.: ЛГПИ, 1990. – 71 с.
17.Ляховский М.В., Кошман И.М. ТС в обучении иностранному языку.М.: Просвещение, 1981.-143 с.
18.Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
19.Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.
20.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации. педагогических кадров. – М.: «Академия», 1999. – 208 с.
21.Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностраанному языку на базе компьютерных коммуникаций // Иностранные языки в школе.- 1998, №5, №6 – 18-25 с.
22.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 2001, №2 – 14 - Программно-методические материалы. Иностранные языки для образовательных учебных заведений. Начальная школа. –2-е изд. - М., Дрофа, 1999. – 160 с.
23.Протасеня Е.П., Шмятенко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. //Иностранные языки в школе,М.:1997. Вып.3.
24.Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе.- М., 1988. – 121 с.
25.Телицина Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. // ИЯШ. 2002, №2 – 41-43 с.
26.Хижияк И.М. Использование новых ИТ в обучении английскому языку. /Гуманитарные проблемы современного обучения. //Вестник СГГУ, Саратов. 2006 №2. Выпуск 2 с. 204.
27.Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебно-методическое пособие. – М.: ВШ., 2004 г -95 с.
28.Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. //ИЯШ. 2002, №2 – 43-47 с.
29.Нартова О.В. Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся.//Английский язык. 2008, №7-5-9с.
30.Репина Е.В. Использование компьютерных программ для обучения английскому языку.// Английский язык.2009, №6 – 5-10с.
31.Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка.// ИЯШ. 2007, № 8 – 18-22с.
32.Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.// Английский язык.2008,№4 – 4-7с.









13PAGE 15


13PAGE 14115