Консультация для педагогов ДОУ: Развитие связной речи дошкольников по средствам игры


Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие связной речи дошкольников по средствам игры»
Подготовила:
учитель-логопед
Курова А.Н.
2016 год
Связная речь – высшая форма
мыслительной жеятельности«Развитие связной речи определяет
уровень речевого и умственного
развития ребенка»
Л.С. Выготский; Н.И. Жинкин;
А.А. Леонтьев
[слайд 2]
Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей: — логических — отнесенность речи к объективному миру и мышлению; — функционально-стилевых — отнесенность речи к партнерам общения; психологических — отнесенность речи к сферам общения; — грамматических — отнесенность речи к структуре языка.
Речь считается связной, если для нее характерны: — содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); — точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); — логичность (последовательное изложение мыслей);— ясность (понятность для окружающих); — правильность, чистота, богатство (разнообразие). По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи — диалог и монолог, которым присущи свои особенности. [слайд 3]
Развитие связной речи одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому высказыванию Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную информацию для себя. В недрах диалогической речи начинается складываться монологическая речь. Но диалог – не только форма речи, но еще и «разновидность поведения» (Е.П.Якубинский).
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы. Перечислим некоторые из них.
1. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:
— с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.; — начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен; — разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу; — внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют; — говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали; — необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д. 2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. 3. Словесные поручения. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения. 4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации
5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры- драматизации). С ю ж е т н о- р о л е в ы е игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр: «факты», «Согласен—не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить “да” и “нет”» и др. Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
Беседа как метод формирования диалогической речи.
Беседа — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Беседа будет педагогический ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.
Описание – это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру.
Характеристика описания:
Наличие объекта речи.
Перечисление внешних признаков.
Особенность – статичность.
Структура описания соответствует его функциям
Общая характеристика объекта, передающая впечатления от объекта
Последовательное перечисление отдельных признаков
Оценочное суждение, вывод
Использование специфических речевых средств:
Существительные, называющие части тела или детали объекта
Прилагательные, характеризующие особенности объекта описания
Тропы (эпитеты, равнения, метафоры)
Синонимы, антонимы, многозначные слова
Глаголы
Повествование – другой тип монолога – существует как самостоятельный тип речи, может включать в себя описание и рассуждения.
Особенности повествования:
Имеет тему.
Присутствуют действующие лица.
Главное предназначение – изложить события во временной последовательности, передать развитие действий героев или состояний предмета.
Структурное построение – отличительная черта повествования: экспозиция, завязка, последовательное развитие событий, кульминаций, развязка.
Рассуждение – это тип монологической речи в форме доказательства. Доказательства используются, прежде всего, в научной речи.
Структура рассуждения:
Тезис (утверждение или отрицание чего - либо)
Подтверждение, доказательство тезиса путем аргументации.
Вывод – заключение.
Задачи обучения связной речи [слайд 7-10]
Виды занятий по развитию связной речи [слайд 11]
Пересказ по сюжетной картине.
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Описательный рассказ.
Драматизация.
Творческий рассказ.
[слайд 12]
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни дошкольников, хочется подробнее остановиться на этом вопросе.
Выделяются несколько классов игр: [слайд 13]
творческие (игры по инициативе детей);
дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
народные (созданные народом).
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
Творческие игры:
Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации).
Конструкторские.
Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.
В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.
Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.
Игры с правилами.Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которой деятельность приобретает стихийный характер.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
Игры - занятия;
Дидактические игры.
В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:
Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;
Создаёт игровую ситуацию;
Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;
Передает воспитанникам определенные знания;
Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;
Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).
Виды дидактических игр:
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. [слайд 14]
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Картотеки игр для развития связной речи. Обыгрывание нескольких игр с педагогами.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Они бывают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры - ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.Приемы и методы развития связной речи [слайд 15 -20]
Моделирование – мнемотехника.
Песочная терапия.
Метод лего – конструирования.
Синквейн. (составьте синквейн о нашей консультации) Словесные игры с использованием конструктора LEGO можно использовать для обогащения лексического запаса. Через них происходит актуализация пассивного словаря, объяснение новых слов и понятий, а также развитие словообразования. К таким играм я отношу игры «Большой – маленький», «Один – много», «Четвертый лишний», «Кто потерял хвостик? », «На улице большого города». Для формирования мотивации речевой деятельности детей использую такие приемы, как: создание проблемных ситуаций, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, стихов, потешек, встречи со сказочными героями. Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто даю детям речевой образец. Проговариваю вслух игровые действия. В группе установлено правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Придумываю сама сказки и загадки про животных, обыгрываю их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
Игры с прищепками.