«Коллективные формы деятельности в системе дополнительного образования как фактор формирования гражданской идентичности личности в полиэтнической среде»
«Коллективные формы деятельности в системе дополнительного образования как фактор формирования гражданской идентичности личности в полиэтнической среде»
Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи и создавать устойчивую среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но и предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости.
Современная модернизации образования позволяет отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности ребёнка именно дополнительное образование, которое создает ребёнку “социальную ситуацию развития”, «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), среду общения, поле деятельности. Самостоятельный выбор формы образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации личности.
В числе приоритетов деятельности образовательных учреждений следует назвать:
осуществление новых направлений деятельности;
расширение возрастного диапазона программ;
широкое внедрение разноуровневых программ;.расширение возможности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями развития, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.
Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания. Деятельность образовательного учреждения характеризуется рядом особенностей, способствующих воспитанию социальной активности, таких как:
-возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности;
- сотворчество детей и педагогов;
- координирующая роль педагога в воспитательном процессе; -акцентированная субъектность. (Субъектность — это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Она является условием осуществления человеческого способа бытия.) Задачи, решаемые в ходе реализации социально-значимой деятельности:
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - Создание развивающего воспитательного пространства для совместного творчества детей, педагогов, родителей;
- Развитие социальной активности, организаторских способностей, эстетического вкуса воспитанников;
-Формирование гуманистического мировоззрения: осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного мышления, демагогии, уважительное отношение к чужому мнению, иной культуре, ценностям, верованиям.
Необходимо продумать программу, направленную на систематичное, целенаправленное включение детей в социально-значимую деятельность, которая приведет к позитивным изменениям личности, формировании у нее ценностных отношений к Человеку, Семье, Отечеству, Земле, Миру, Труду, Знаниям, Культуре.
В нашей школе создаются все условия для интеграции общего среднего и дополнительного образования; для обеспечения педагогически целесообразного эмоционально-привлекательного досуга детей, подростков и молодежи, восстановления и укрепления их здоровья, - удовлетворения потребностей в новизне впечатлений и творческой самореализации,- свободном общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, игру, познание, спорт. Воспитательная работа предусматривает создание условий для духовно-нравственного, интеллектуально-творческого, художественно-эстетического, физического развития личности ребёнка и строится на основе взаимодействия с образовательными учреждениями разного типа, на базе партнёрских отношений с государственными и общественными институтами и ведомствами.
Эффективность воспитания достигается в результате оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности. Организация воспитательной деятельности включает как традиционные формы, так и инновационные. Доминантой, обеспечивающей точку приложения творческих способностей участников воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) предполагает организация коллективных творческих дел (школьные, районные и городские мероприятия). Важное место в реализации творческих способностей учащихся занимает участие детей в общешкольных мероприятиях. Традиции коллектива являются воспитательными комплексами, отражающими целостность педагогического процесса, взаимосвязь обучения и воспитания как комплекса условий, обеспечивающего становление целостного человека.
Уникальность дополнительного образования определяется правом каждого ребенка на свободный выбор образовательной деятельности, программы, темпа ее усвоения, среды общения, творческого развития, личностного самоопределения.
Образовательное учреждение располагает большими возможностями для организации образовательной среды. Ее созданию и развитию способствует осуществляемая на системной основе психолого-педагогическая диагностика реальных и потенциальных возможностей детей,
Ребенок имеет право на свободу выбора сферы деятельности, свободное самоопределение и самореализацию. Педагоги стремятся к предоставлению ими возможностей для удовлетворения интересов и запросов детей, ориентируясь на право свободного выбора каждым ребенком образовательной программы и определение индивидуального маршрута ее освоения.
Ребенок и педагог признаются равноправными субъектами образовательного процесса, объединенными в творческом процессе для достижения единой цели.
Каждый педагогический работник должен стремиться к тому, чтобы в любой момент оказать помощь ребенку в осознанном выборе образовательных потребностей путей из удовлетворения.
Взяв за основу методологию личностно-ориентированной организации образовательного процесса, педагогический коллектив ставит своей целью: создание образовательного пространства, направленного на личностное развитие и реализацию творческого потенциала каждого ребенка.
2 Большой опыт проведения социально-значимых мероприятий образовательного учреждения позволяет предложить некоторые критерии оценки успешности этого вида деятельности:
- Количество субъектов, включенных в воспитательное пространство;
- Количество мероприятий социально-культурной направленности (изучение национальной культуры, истории, традиций, родного язык);
- Количество социально-значимых акций;
- Наличие «воспитательного дела»: системность, комплексность, последовательность, непрерывность проведения работы в этом направлении;
- Статус мероприятий (районные, городские, региональные);
- Количество участников;
- Общественный резонанс (отзывы родителей, детей, педагогов, результаты анкетирования);
- Методическая деятельность: проведение семинаров, конференций, методобъединений, мастер-классов по данному виду деятельности, создание банка сценариев, видеотеки.
Каждый учащийся может являться организатором, участником или зрителем.
В школе функционирует детская театральная студия «Горизонт», которая:
- инициирует организацию и проведение мероприятий;
- формирует творческие коллективы;
-информирует коллективы;
-привлекает учащихся для организации мероприятий.
В школе работает театральная студия «Горизонт». Ученики среднего и старшего уровней работают над оформлением спектаклей и являются артистами поставленных спектаклей: «Последний лист», «Гуси-лебеди», « Волшебный сад», «День рождение кота Леопольда», «Сказки об Италии». Главная черта подобного искусства-свободное творчество по велению души. Дети сами анализируют свою работу и работу своих друзей. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, толерантности, уважения. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи, дает возможность легче адаптироваться в социуме и развивает лидерские качества как личности. К нему добавляются концертные номера. В общий сюжет действия органично вплетаются старинные стилизованные игры, а также конкурсы и викторины.
В школе работает музей «Боевой славы», руководителем которого является учитель истории Осина И.Г. В течение нескольких лет на базе школьного музея проводятся мероприятия, посвященные различным историческим датам. Учащиеся принимают самое активное участие в этих мероприятиях.
Успешность проведения социально-значимых мероприятий возможна только при наличии творчески работающего педагогического коллектива, которое образно можно сравнить с цветущим садом, где каждый ребенок- деревце, оберегаемый и с любовью взращиваемый взрослыми (педагогами и родителями) ценен своей уникальностью, неповторимостью, способностью творить для себя и других, изменять себя к лучшему. Корнями этого дерева служат наши традиции, наша история и культура, а ветви - это инновации, устремленность в будущее..По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.