Стендовый доклад Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе
Стендовый доклад: формирование гражданской идентичности в образовательном процессе.
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах.
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.
Федеральные Государственные Образовательные стандарты направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.
Несмотря на потребность общества в общекультурной личности, готовность осознания личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл, готовность к такому саморазвитию у многих обучающихся развита недостаточно. Результаты изучения мотивации учащихся МБОУ СОШ№6 показали, что уровень сформированности черт гражданской и культурной идентичности учащихся в основной школе (5-9 кл.) составляет 38%, а в 10-11 кл. -52%. Проблема формирования внутренней мотивации, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства актуальна для обучающихся всей школы.
Поиск путей разрешения данной проблемы даёт возможность сформулировать цель, задачи работы в условиях образовательного пространства.
В целях эффективного решения сложнейших задач гражданского воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях многие исследователи обратились к поиску новых концепций, моделей, форм, технологий и средств, нацеленных на формирование гражданской идентичности. При этом, безусловно, следует учитывать тот огромный накопленный опыт и общие методологические подходы, имеющие непреходящее значение в деле гражданско-патриотического воспитания. Прежде всего, мы исходим из того, что процесс формирования и развития гражданской идентичности происходит в контексте становления мировоззрения и самоопределения детей и подростков (Э. Эриксон) в период осознания собственного «Я», своих жизненных и ценностных ориентаций.
Опираясь на это положение, можно выделить ряд социально-педагогических условий формирования гражданской идентичности в современном образовательном процессе:
- приобретение и усвоение знаний и сведений об истории и культуре своей страны, о традиционных духовно-нравственных ценностях;
- приобщение к российской национальной культуре, русскому языку гражданским традициям;
- приобщение к национальной культуре других народов РФ с целью формирования уважения к их ментальности, культуре, обычаям, верованиям;
- создание условий для самореализации личности в поликультурном российском социуме.
Структура гражданской идентичности, включает четыре основных элемента:
- когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
- ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
В основу модели воспитания гражданской идентичности положены принципы, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: адаптированные применительно к условиям учебного учреждения МБОУ СОШ№6.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.
Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, общественных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
• человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Гражданская идентичность обучающегося – это результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами. Этот результат выводит ученика на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознании себя как гражданина своей страны.
Безусловно, здесь семья является основополагающим элементом в процессе развития личности и ее идентификации. Именно в семье формируются базовые ценности, установки, нацеливающие индивида на поиск жизненного смысла, основанного на постижении духовно-нравственного идеала. Семья связывает индивида с гражданскими и национальными корнями, вводит в контекст отечественной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей страны. Тем самым семья создает дополнительные по отношению к другим институтам условия, гармонизирующие процессы социализации и идентификации личности. Однако, «в современной российской действительности наблюдается потеря авторитета семьи, что проявляется, прежде всего, в утрате ее социокультерной значимости».
В этих условиях роль образовательного пространства в процессе формирования гражданской идентичности увеличивается.
Экспериментальная отработка эффективных (технологичных) методов гражданского образования и патриотического воспитания является важнейшей целью современной школы. Закончив обучение, ребята должны обладать не только определенным багажом знаний, которые позволят им получить дальнейшее образование и профессию, но и иметь четкую гражданскую позицию, уметь тактично ее выражать и отстаивать, иметь навыки общения с различными социальными группами, располагать запасом правовых знаний и умений.
Успешность гражданско-патриотического воспитания зависит от эффективного использования многообразия форм его организации.
Рассматривая проблему формирования гражданской идентичности в контексте учебной деятельности, прежде всего, необходимо составить конкретное и реалистичное представление о том, какой вклад в достижение желаемых результатов может внести тот или иной учебный предмет, представленный в основной образовательной программе школы. Если вспомнить выдержки из федеральных государственных образовательных стандартов, характеризующие требования к планируемым результатам изучения отдельных учебных предметов. Они показывают, что практически каждый предмет школьной программы содержит определенный потенциал для решения данной задачи, которым необходимо грамотно распорядиться.
В системе работы по формированию гражданской идентичности задействованы все возможные ресурсы образовательного учреждения.
Ведущей программой учебного воспитательного процесса в школе является программа «Я – Гражданин России» - система работы ученического и педагогического коллектива о том, как творить добро, быть требовательным не только к окружающим, но и к себе лично, как стать настоящим гражданином России. Эффективное гражданско- патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Содержание программы основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Проведение экскурсий и посещение музеев города;
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории школы и города;
- Кружковая работа;
-Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Военно- спортивные игры;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах различного уровня и др.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
- создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Работа ведется через реализацию шести дополнительных образовательных программ художественной направленности «Юный художник», «Театр как средство воспитания», «Самоцветы» и др., социальной направленности «Изучение родного (татарского) языка», изучение русского языка, как иностранного. Культура и, особенно, искусство остаются неизменными даже тогда, когда меняются быт, мировоззрение, политические и структурные аспекты социальной ситуации человека. Это постоянство и выделяет культуру как фактор, помогающий «восстановить связь времен», именно культура, эмоционально воспринимаемая как единое целое, как часть образа Я, дает укорененность и устойчивость, позволяя найти точки опоры в изменяющейся действительности и восстановить утраченную целостность восприятия мира и себя. Так формируется одна из важнейших составляющих структуры образа Я - «Я - культурный человек»;
Одна из форм военно-патриотического воспитания - кадетское движение. История кадетского движения в нашей школе начинается с 2004 года. Создания кадетских классов предусматривает воспитание гражданственности и патриотизма, общей культуры, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование физической выносливости и стойкости, дисциплинированности, получение первичных знаний и навыков военного дела, подготовку к службе в армии, организацию интересного и активного отдыха. Мы стараемся воспитывать кадетов на героических традициях Вооруженных Сил, прививать им чувство ответственности за защиту своего Отечества, любовь к Родине. Педагогический коллектив, родительская общественность школы считают, что наиболее полно раскрываются вопросы формирования системы ценностей, формирование уважения к закону, правам, правам других людей и ответственности перед обществом в системе кадетского образования. Сплочению коллектива кадетов помогают многообразные формы работы военно-патриотической, спортивно-оздоровительной направленности.
К традиционным школьным мероприятиям и праздникам добавились новые: принятие кадетской присяги, прохождение парадным маршем. Изменился внешний облик ученика школы, внутренний распорядок дня: утреннее построение, обязательное дополнительное образование кадетов, ношение кадетской формы одежды, приветствие педагогов и старших по званию. Самым волнующим праздником является «Посвящение в кадеты». Накануне этого знаменательного события кандидаты в кадеты учат присягу, проходят подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории пожарного дела, строевую подготовку. Кадеты активные участники не только школьных, но и всех городских и окружных мероприятий.
Результативность работы по патриотическому воспитанию иллюстрируется выступлениями кадетов в городских мероприятиях.
Детская организация «СОЮЗ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК», молодежное объединение «МИР», волонтерское движение «NEXT» в воспитательной системе школы играют значительную роль в формировании двух базовых идентичностей, которые ребенок приобретает в школе:
- ребенок как «гражданин школы», как член детско-взрослой школьной общности. Именно в общественной организации у него есть шанс получить опыт гражданского действия в малом сообществе, приобрести первый опыт свободного действия вместе со сверстниками и взрослыми.
- выход ребенка во внешкольное открытое социальное пространство через деятельность детско-юношеских общественных организаций способствует формированию у школьников идентичности гражданина общества.
Существующие в школе организации отличаются целями и задачами, выполняют разные функции в зависимости от направления деятельности (экологическое, волонтерское, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, правовое, информационно-творческое, самоуправленческое, социально-лидерское). Организации детей и подростков под руководством педагогов в основном выполняют функции досуга, развития личности, обретения нравственного и социального опыта. К их работе привлекаются и родители учащихся. Традиционными стали мероприятия в школе, как посвящение в первоклассники, посвящение в старшеклассники, старттинейджер, крошечка-ховрошечка, рыцарский турнир.
Реализация перечисленных педагогических условий позволяет сделать процесс формирования гражданской идентичности более эффективным, усиливает влияние общероссийской культуры на развитие личности учащихся, на формирование самосознания, на развитие традиционных для народов РФ духовно-нравственных качеств.