Консультация для педагогов ДОУ на тему Грамотная речь педагога — важное условие для формирования речи дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Грамотная речь педагога – важное условие для
формирования речи дошкольников».
1. Актуальность проблемы.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические и практические изыскания посвящены в основном профессиональному становлению и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.
За последние несколько лет практика общения воспитателей с детьми и родителями показывает, что возникла необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
2. Типичные ошибки, встречающиеся в речи учителей и дошкольных педагогов.
В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:
А) Орфоэпические;
Б) Грамматические;
В) Семантические (лексические).
Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия). Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются: - в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);
- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).
Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм раз-ных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:
- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);
- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)
- в неправильном склонении числительных (« в двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);
- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);
- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «их вещей»);
- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);
- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» - в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);
- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).
Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:
- в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»);
- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);
- тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).
3. Требования к речи педагога.
Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:
Правильность - соответствие речи языковым нормам. Чистое звукопроизношение, чёткая дикция. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, правила постановки ударения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) воспитатель способствует не только формированию произвольности выразительной речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Владение навыками публичной речи: выступать с сообщением перед коллегами, организовывать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
4. Формы методической работы.
С целью повышения уровня грамотности речи дошкольных педагогов можно проводить в ДОУ следующую работу, имеющую формы:
коллективная
индивидуальная
консультации
самообразование
семинар
консультации
семинар-практикум
взаимопосещение
Данная работа включает в себя такие виды мероприятий по совершенствованию речи воспитателей в педагогическом процессе, как: анкетирование педагогов, консультации, памятки для молодых воспитателей и воспитателей со стажем, тестирование, встречи в "Клубе знатоков русского языка", "Недели русского языка" и другие. В заключение этой работы можно провести анализ и обсуждение результатов данных мероприятий с целью предупреждения повторения каких-либо речевых ошибок. Это необходимо для достижения более высоких результатов в развитии речи детей и правильном применении речевых норм воспитателями в общении с родителями, в индивидуальном общении.
Проведённая работа может позволить всему коллективу педагогов ДОУ считать необходимым профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи для повышения качества работы в развитии речи воспитанников.
5. Практическая часть.
А) Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных:
Яблоко (много яблок), полотенце, апельсин, помидор, баклажан, блюдце, кофе, оладьи, желе, пианино, рейтузы, пальто, рукав, сандалии, носки, окно, сапоги, чулки, шаровары, рельсы.
Б) Поставить ударение в словах:
Банты, бантов, брали, брала, взяли, взяла, гнали, гнала, дать, дала, дали, досуг, задать, задали, задам, задала, звали, звала, звонить, звонит, звонят, позвонит, позвонишь, каталог, квартал, красивее, кухонный, назвать, назвали, назвала, намерения, начать, начали, начал, начала, обеспечение, облегчить, облегчишь, одновременно, повторить, повторим, повторит, положить, положила, положу, положишь, понял, понять, поняли, поняла, творог, углубить, углубим, углубит, углубил, углубили, ходатайство, ходатайствовать, шарфы, шарфов.
В) Замените цифровые обозначения словами, образовав правильную падежную форму числительных:
К 2010 году количество дошкольников в нашем городе увеличится. Библиотека университета ежегодно пополняется 300-400 книгами. Вес третьего искусственного спутника Земли равен 1326 килограммам.
Г) Исправьте ошибки, связанные со смешением однокоренных слов:
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. Храм – это наше духовное наследство. Надо тактически намекнуть ей на допущенные ошибки. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него. Решением жюри дипломниками конкурса «Учитель года» признаны лучшие педагоги из Мурманска.
Используемая литература:
1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», - М., «Просвещение», 1974 г.
2. Введенская Л.А., «Русский язык и культура речи», - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.
3. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» /Федоренко Л.П. – М., 1984 г.
4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», - М., 1991 г.
5. «Развитие речи детей» Тихеева. Е.И. - М., «Просвещение» , 1985 г.
6. «Развитие речи детей дошкольного возраста» /Сохин Ф.А. - М., «Просвещение», 1984 г.
7. «Развитие речи детей» /Селезнева Е.П. - М., «Просвещение», 1984 г.
15