Из опыта работы учителя математики МКОУ СОШ №3 Кашириной В.А. по теме «Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах»
Из опыта работы учителя математики МКОУ СОШ №3 Кашириной В.А. по теме «Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах»Одной из главных задач каждого педагога в том, чтобы воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к окружающим, гордость за свое Отечество. Участие в военно-патриотических мероприятиях школы и района: встречи с ветеранами, классные часы и проекты, посвященные Дням воинской славы, просмотр видеофильмов о войне, городские акции, школьная военно-спортивная игра «Зарница», ежегодный школьный конкурс «Солдатский конверт», краевой слет Юных Инспекторов Дорожного Движения - стало традицией МКОУ СОШ №3 села Безопасного. Учащиеся класса, в котором работает Каширина Валентина Андреевна принимает активное участие в работе школьного экологического клуба «Росток», что позволяет воспитывать и формировать экологическую культуру. Участие в районных и школьных акциях, конкурсах позволяет добиться следующих высоких результатов: 2013-2016 годы г. - проект «Зеленый кабинет», 1 место; 2013 г.- школьный конкурс агитационных плакатов на тему «Береги природу» - 2 место; 2014, 2015 году – школьного конкурса «Скворечник » - 1 место; 2014 г.- 2016 г.- школьный экологический конкурс «Чистый двор» - 1 место. Ежегодное участие в городском экологическом проекте «Чистый двор» по озеленению села, территории школы, а также в проведении акции «Покормите птиц зимой» позволяет формировать у учащихся навыки экологической культуры. Активная деятельность учащихся отмечена грамотами и благодарностями.
Проектная деятельность стала приоритетным направлением в развитии классного коллектива. Успешно реализованы социально – значимые проекты: «Законы нашего коллектива», «Наши любимые места отдыха», «Моя Родина», «Сохраним село», , «Мир без наркотиков», «Мой классный классный», «Мы вместе», результаты которых представлены в виде презентаций, акций, буклетов, праздников и т.д. В реализации проектов большую помощь оказывают родители.
Процентные показатели участия в проектах
2013-2014 г. 2014-2015 г. 2008-2009 г. 2009-2010 г.
дети 68 % 86 % 100 % 100 %
родители 60,7 % 70 % 84% 87 %
Данные таблицы показывают положительную динамику участия в социально-значимых проектах не только учеников, но и их родителей. Для детей участие в проектной деятельности становится необходимым, значимым.
В своей педагогической деятельности Каширина В.А. ведет активную работу по организации занятости детей через дополнительное образование, что способствует творческому развитию личности ребенка, дает положительную динамику в формировании классного коллектива.
Высокая активность и результативность детей в мероприятиях различного уровня позволяет сделать вывод о сформированных творческих способностях, стремлении к самореализации, успешной адаптации учащихся.
Паспорт социального проекта
Школьный социальный проект «Мы вместе»,
посвящённый Международному дню толерантности
и дню Конституции России.
Руководитель проекта; Каширина Валентина Андреевна, учитель математики муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 школа.
География проекта: село Безопасное Труновского муниципального района Ставропольского края.
Актуальность проекта В настоящее время в детской среде распространяется агрессивность, недоброжелательность, озлобленность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Снижается ответственность родителей за воспитание детей, проявляется индивидуализация существования (каждый сам за себя), концентрация на материальных благах для себя.
Причины этому - средства массовой информации, социальное окружение детей, непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Школьники замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию) практически не выражена. Наблюдается низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре своей малой Родины, народов разных стран, людей с ограниченными возможностями.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований - воспитание толерантности является обязательным для школьного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Реализация проекта «Мы вместе» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. Улучшится психологический климат в школе, разнообразится досуг ребят конкретными важными делами, которые они сами подготовили, сплотит классный коллектив и повлияет на повышение качества образовательного процесса.
Участники проекта: учащиеся 1 - 11 классов, родители, классные руководители, психолог, социальный педагог, учителя - предметники.
Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1 – 11 классов.
В школьном возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, и именно в этом возрасте важна самореализация. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечёт интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей.
Цель проекта: Формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
Задачи:
1.Создать в школе предметно - развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2.Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам, родителям, людям пожилого возраста, инвалидам.
3.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
4.Воспитывать у детей непримиримости к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
5.Развивать коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; познавательную активность, творчество и фантазию.
6.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
Краткая аннотация: Формированием толерантности нужно заниматься с раннего детства. Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации, родителей и общественности.
Особенности проекта:
Тип: Социальный, личностный, практический. Характер: массовый (коллективный).
Сроки реализации проекта: ноябрь – декабрь 2015 года
Механизм реализации проекта:
Механизм реализации проекта:
Методы реализации проекта
Внеурочная деятельность Название Участники
Художественно-творческая Конкурс рисунков: «Мы вместе»
Участие в конкурсе плакатов, посвященных Дню Толерантности Ученики, классный руководитель, педагог - организатор, учитель ИЗОПроектная Проект «Открытка»
Проект «Фестиваль народов мира» Ученики, классный руководитель, родители
Игровая Викторины: «Толерантность – искусство жить вместе!»; «Умейте дружбой дорожить»
Игры: «Игры народов мира»; «Жить в мире с собой и другими» Ученики, классный руководитель
Познавательная Просмотр мультфильмов о дружбе с последующим обсуждением.
Диспуты на темы:
Что такое «Толерантность»;
«Я – гражданин России»;
Классные часы по теме «Толерантность» Ученики, классный руководитель, социальный педагог, психолог
Направления и формы реализации проекта
Работа с общественностью Работа с родителями Работа с обучающимися- проведение совместных мероприятий с учащимися младших и старших классов, с родителями и организациями;
- встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений.
- работа со школьным психологом.
- родительские собрания;
- активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности;
- индивидуальные консультации. - отношение к ученику, как равноправному партнеру;
- развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим;
- воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру;
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- воспитание и развитие у детей духовности и культуры.
Календарный план реализации школьного проекта «Мы вместе»
№ Мероприятие Класс Дата проведения Ответственный
Организация взаимодействия администрации школы с субъектами профилактики
1 Анкетирование и тестирование по конкретным показателям развития толерантности и межкультурного взаимопонимания в школе
Разработка анкет
Анкетирование учащихся
1-11
октябрь
Зам. дир. по УВР
Психолог
Классные руководители
Мониторинги и обследования
2 «Уровень воспитанности учащихся» (методика диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)«Уровень тревожности» (анкета тревожности по Филлипсу)
«Уровень адаптации» (анкеты - 1 и 5 кл) 1-11 ноябрь Психолог
Классные руководители
Работа с учащимися
3 Занятия с учащимися по воспитанию толерантности: «Жить как люди», «Планета толерантности»,
«Дружба и понимание», «Наша классная семья».
1 - 11
ноябрь
классные руководители
4 Неделя математики.
Тематические уроки по плану, стенгазеты, математические викторины
2-11
17- 22 ноября
Учителя англ. яз.
5
«Фестиваль народов мира»
1 - 11
25 – 26
ноября
Зам. дир. по УВР
9 «А» класс
кл. рук. Руководитель проекта
6 Правовая декада.
Профилактические беседы представителей органов системы профилактики.
«Гражданин обращается в ЗАГС»
«Нарушение правопорядка и меры ответственности»
«Уголовная и административная ответственность»
«Права и обязанности несовершеннолетних»
«Безопасность на проезжей части»
«В мире вредных и полезных привычек»
Тематические кл. часы «Человек. Государство. Право» 1-11
10-11
9
7
5-6
1-3
4
1-11 02 – 12 декабря Зам. дир. по УВР
Соц. педагог
Зав. Загса Участковый
с. Донского
Инспектор ПДН
Инспектор ГИБДД
Мед. работник школы
Классные руководители 1-11 классов
Работа с общественностью
(Сельский Дом культуры с. Безопасного; школьная и сельская(взрослая и детская) библиотеки, ; администрация с/совета с. Безопасного" )
Жюри в конкурсах рисунков и стенгазет.
Приглашение в качестве гостей на мероприятия: «Фестиваль иностранного языка», «Фестиваль дружбы народов».
Беседы и классные часы
1-11
ноябрь
декабрь Зам. дир. по УВР
Руководитель проекта
Работа с родителями
7 Родительские собрания:
1. «Семья как образовательная среда»
2. «Что такое толерантность» 1 - 11
Зам. дир. по УВР классные руководители
Наглядная агитация
8 «Дорогой дружбы и добра», «Север - здесь Родины моей начало» 1-11 в течение года Школьный библиотекарь
9 Оформление стенда «Правовое воспитание» с информацией о проведении Дней толерантности в школе. совет обуч-сяв течение года Зам. дир. по УВР
Руководитель проекта
10 Выпуск школьной стенгазеты «Мы вместе», посвященной Международному дню Толерантности 5 «Б» класс ноябрь Руководитель проекта
11 Выставка рисунков и плакатов на тему: «Мы - разные» 1 - 11 ноябрь Руководитель проекта
12 Открытка – поздравление для населения села совет обуч-ся16 ноября Руководитель проекта
13 Размещение на сайте школы материалов по реализации плана мероприятий проекта «Мы вместе». декабрь Руководитель проекта
Ресурсы для реализации проекта
- человеческие (все, кто будет участвовать в проекте);
- спонсоры родители: костюмы, бумага, ватман, маркеры, карандаши и др.
Риски проекта:
- Игнорирование учащимися мероприятий.
- Невнимательное отношение родителей к задачам проекта.
Ожидаемые результаты
1. Формирование основ толерантного сознания.
2. Профилактика национального экстремизма.
3. Отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы.
4. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
5. Воспитание активной жизненной позиции: человек, успешно взаимодействующий в коллективе, противостоящий интолерантным отношениям, социально адаптированный.
6. Повышение интереса обучающихся к внеклассной работе через использование в школе нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей.
7. Повышение социальной активности обучающихся.
Сценарий праздника "Мы вместе"
«Мы вместе!»
Дети входят в зал под песню “Улыбка”
Ольга: Ребята, вам знакома эта песня?
Как она называется? («Улыбка»).
Тельман: Что такое улыбка?
Ольга: Это выражение на лице, мимика. А когда человек улыбается? Тельман: Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…
Ольга: Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
Тельман: Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
Ольга: Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Слово толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
Тельман: Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
Ольга: 4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства,
Тельман:16 ноября – День толерантности, 12 декабря День Конституции!
Ольга: Я люблю тебя, Россия!Я хочу, чтоб ты цвела!
Ольга: Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,Ты согрела полпланеты – Сто народов! Сто племен!
Ольга: Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Тельман: Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва,проживаем в добром миреКак на дереве листва.
Ольга: И еще десятки разныхНаций, сел и городов!
Этот день – наш общий праздник!
Тельман: Этот край – наш общий дом!
Ольга: Россия. Таких стран больше нет. На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша малая родина – наша Подюга! И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина – Россия.
Ольга: Наша страна – Россия огромная. Все народы живут в ней в дружбе и согласии. С детства мы учимся любить и беречь нашу Родину. Мы ходим в детские сады и школы, получаем образование, чтобы стать полезным для нашей России, чтобы своим трудом укреплять силу и славу нашей великой страны, чтобы творить добро для всех людей!
Тельман:Родина и единство… Единство. Единение народов. Вот в чём сила России.
Ольга: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!
Тельман: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.
Главное – вместе! Главное – дружно!Главное – с сердцем, горящим в груди!
Ольга: В мире очень много народов, и у каждого народа своя Родина, есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Тельман: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.
Ольга: На наш сегодняшний праздник каждый класс, приготовил представителей разных народов мира, подготовили номера художественной самодеятельности.
Тельман:Отрывает наш праздник представители….
Завершение праздника:
Ольга: Важнее что всего на белом свете?
Ответы ищут много-много лет
Артисты, музыканты и поэты,
Наверное, - ответа просто нет!
Тельман: Зато мы знаем, - что всего дороже, -
Дороже дружбы нету ничего!
Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».
Ведущая: Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!
Мы русские! Выступление 9 класса.
(Костюмы предоставлены Сельским Домом культуры с. Безопасного)
____________ Здравствуйте, гости дорогие!
____________ Здравствуйте и маленькие, и большие!
____________Благодатна ты, наша матушка-земля, Русь великая!
Всех приютишь ты, всех накормишь, всех обогреешь, всем дело по душе найдёшь!
____________ Надышусь этим воздухом, зеленью этой-
Здесь и есть настоящая древняя Русь.
Надышусь, насмотрюсь, налюбуюсь планетой
И в её благодать малой каплей вольюсь.
____________ Жива традиция, жива-
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
_____________ Вот девицы - ягодиночки
А нарядные, как картиночки.
Вот идут они, раскрасавицы,
Сарафаны на них развиваются,
На рубахах узор красуется,
И любой на них любуется.
_____________ Есть в нашем мире много разных стран,
А так же много разного народа,
Но символ Руси - матушки - нарядный сарафан
Стал самым главным символом народа.
______________ Шиты золотом, каймой украшены
Раньше гордостью были нашею.
Сарафанами Русь прославилась,
Их носить нам не разонравилось.
______________ Русский сарафан - модель удачная.
Если пестрая - значит, дачная.
Если строгая - то для офиса.
Если русская - в танец просится.
______________ Приглядитесь - дело в крое -
Клинья вшиты по бокам -
Потому и назывался
Косоклинным сарафан.
_____________ А рубахи расписные?
И у каждой свой узор:
Вьюнчики, цветки, полоски,
На манжетах – подзор.
______________ Разве вправе мы забыть
Все заветы старые?
Нет, мы научились шить
Платья сарафанные.
___________ Что же девушки споём?
__________ Нет прекраснее частушек!
Мамы, бабушки любили.
Обожаем мы с тобой.