Из опыта работы методической мастерской учителей начальных классов «Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности»


Методический кабинетУправления образования администрации города Шахтерска Из опыта работы методической мастерской учителей начальных классов «Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности»2015-2016 учебный год «Притча о таланте, зарытом в землю»  Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства. «...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».  Любой талант требует развития и постоянного вложения труда – кредо нашей творческой группы Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего… - это личное убеждение и стремление всех участников методической мастерской. В нашу творческую команду энтузиастов входят: Грищенко Наталья Григорьевна, ОШ № 4.Ивочкина Ольга Зиновьевна, Мануйловская ОШ.Ильницкая Галина Викторовна, Малоорловская ОШ.Новиченко Светлана Александровна, ОШ № 6.Ревва Антонина Николаевна, ОШ № 6.Цыба Елена Юрьевна, ОШ № 18.Руководитель команды – Луц Оксана Николаевна, ОШ № 1. Нами были поставлены цели и задачи работы группы: Создать условия для личностной самореализации и профессионального роста учителей начальных классов;Научить учителей планировать, разрабатывать, проводить мастер-классы по любым послекурсовым темам (проблемам);Обменяться опытом применения эффективных педагогических технологий в профессиональной деятельности;Создать «Банк педагогических идей» для учителей начальных классов по организации и проведению мастер-классов;Разработать технологию подготовки и проведения занятий в «Школе будущего первоклассника» (ШПБ), определить категории их результативности;Доработать содержание рабочей тетради ШБП в соответствии с новыми образовательными стандартами;Собрать лучшие авторские разработки уроков с использованием ИКТ, дидактические игры, тренажеры и другие цифровые методические ресурсы (ЦМР). Основными формами работы методической мастерской были: практикум;дискуссия;методический мост;круглый стол;презентация творческой деятельности педагогов;методический диалог;деловая игра;И мастер-класс Мастер-класс – форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов, ученых небольшому кругу заинтересованных собеседников в непринужденной атмосфере творческой мыследеятельности и переживаний Характеристика технологии: Уровень и характер применения- локальный, частопредметный.Философская основа – гуманистическая.Методический подход – групповой, индивидуальный, коммуникативный.Ведущие факторы развития – социогенные и психогенные.Научная концепция освоения опыта – ассоциативно-рефлекторная. Характеристика технологии: Характер содержания- проникающий, приспосабливающийся.Вид социально-педагогической деятельности– обучающая социализации, культурно-логическая.Тип управления учебно-воспитательным процессом– система малых групп и «репетитор».Преобладающие методы – проблемно-поисковые и диалогические.Организационные формы– альтернативная.Преобладающие средства – вербальные и наглядные.Направление модернизации – альтернативное. Основные элементы технологии – методические приемы: Сендукция;Самоконструкция;Социоконструкция;Социализация;Разрыв;Коррекция;Творческое конструирование знания. Источник шаблона Нами был разработан алгоритм технологического процесса мастер-класса,Он разделен на 3 малых занятия – алгоритма. Алгоритм 1 Алгоритм 2 Алгоритм 3 Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему.Он должен соотноситься с чувствами, мыслями, эмоциями, которые может вызвать у участников. За ним следуют: Рефлексия – отражение чувств, возникших во время проведения мастер-класса Социоконструкция – групповая работа Разрыв – внутреннее осознание участниками неполноты старых знаний новым Афиширование – ознакомление с работой групп Социализация – выступление участников групп Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы Позиция мастера – позиция консультанта и советника, помогающего организовать работу, осмыслить продвижение в освоении способов.Миссия мастера – разблокировать способности человека. Мастер-класс закладывает основы для прочного усвоения знаний Календарь творческих встреч мастерской: Утверждение плана работы ТГ на 2015-2016 учебный год.Алгоритм разработки мастер-класса «Важность качественной подготовки дошкольников в ШБП к обучению в общеобразовательном учреждении».Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольников. Календарь творческих встреч мастерской: Обзор дисков методической медиатеки, отбор актуальной информации.Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ГОС.Экологические темы на уроках окружающего мира. Календарь творческих встреч мастерской: Развитие ИКТ-компетенции младших школьников в соответствии с ГОС НОО.Новые подходы к обучению младших школьников решению арифметических задач. Занимательность и творческий поиск на уроках математики.Приемы стимулирования и мотивации обучения, используемые на уроках чтения и русского языка. Календарь творческих встреч мастерской: Оформление материалов по теме «Использование эффективных педагогических технологий в профессиональной деятельности».Проведение практикума по ресурсам сети Интернет, с целью создания копилки цифровых методических ресурсов для подготовительных занятий.Система работы с одаренными детьми в соответствии с требованиями ГОС НОО. Календарь творческих встреч мастерской: Совершенствуем методическую подготовку к уроку.Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников.Обработка материалов из опыта работы учителей начальных классов для «Банка педагогических идей» (по организации и проведению мастер-классов)Анализ работы за 2015-2016 учебный год. Итогом работы группы стало создание «Банка педагогических идей» Восточная притча «Всё в твоих руках»  Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: – Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Всё в твоих руках. Желаем Вам творческого вдохновения, самосовершенствования и уверенности в том, что вершины профессионального мастерства обязательно будут Вами покорены!