ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Ю.Чёрный
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из ведущих задач модернизации системы дополнительного образования является формирование в условиях учреждений дополнительного образования нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей свободы, добра и справедливости [3].
Практическому решению вышеобозначенной задачи способствует работа районных методических объединений педагогов дополнительного образования (далее – РМО). Приведём в качестве примера содержание деятельности МБОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования» Муниципального объединения «Пинежский район», на базе которого была организована работа РМО для педагогов хореографических, вокальных и театральных объединений. Помимо педагогов дополнительного образования к участию в районном методическом объединении приглашаются специалисты из учреждений культуры, организующие художественно-творческую деятельность. Всего в работе РМО постоянно принимают не менее 20 педагогов и специалистов из 9 учреждений, расположенных на территории Пинежского района Архангельской области.
Планирование работы РМО на очередной учебный год производится с учётом объективных обстоятельств. Так, например, большинство педагогов художественно-творческих объединений, созданных в учреждениях культуры и образования, не имеют профильной подготовки (образования) и ведут свою работу с обучающимися, исходя из собственных представлений о ней. Поэтому в процессе работы РМО им необходимо оказывать систематическую практико-методическую помощь в реализации задач профессиональной деятельности на конкретной базе.
Другая проблема связана с тем, что отдаленность населенных пунктов в районе значительно увеличивает периодичность проведения заседаний. Но данная объективная причина нередко выступает и мотивирующим фактором для многих педагогов-участников, стимулируя их более продуктивную работу как во время заседаний РМО, так и домашней подготовки к ним.
На основе нормативно-правовых документов, а также исходя из субъективных факторов, основная цель работы РМО заключается в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования МО «Пинежский район»
Достижение данной цели обусловливает постановку и решение ряда задач, в частности:
Создание условий для профессионального и личностного самообразования и саморазвития педагогов;
Расширение возможностей для совместной профессиональной и творческой деятельности педагогов;
Развитие организаторских способностей педагогов;
Презентация собственного педагогического опыта для обмена профессиональными результатами, а также получения практической и методической помощи коллег;
Знакомство с инновационными формами, методами и направлениями профессиональной деятельности с целью внедрения их в практику.
В течение 2014-2015 учебного года было запланировано проведение 3-х заседаний РМО (один раз в квартал) на разных базах в населённых пунктах Пинежского района. Проведя анкетирование участников на первом заседании, были выявлены образовательные потребности педагогов, которые затем были рассмотрены в ходе работы последующих РМО, а именно:
Организация образовательного процесса в творческом коллективе;
Разработка дополнительных общеразвивающих программ учреждений дополнительного образования;
Реализация творческого проекта в рамках работы РМО «В кругу друзей».
В процессе проведения РМО использовались разные формы организации совместной деятельности участников: теоретический семинар, семинар-практикум, конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, час коллективного творчества, методический фестиваль (по итогам методической работы за год), методический тренинг, встреча за круглым столом.
Для участников были проведены мастер-классы и практические занятия следующей тематики:
Педагогическое проектирование в системе дополнительного образования детей (на примере анализа реализации проекта «Театральная мастерская»);
Анимация как одно из направлений творческой деятельности современного коллектива;
Технология сценической постановки хореографических номеров и композиций.
При непосредственном участии педагогов дополнительного образования и специалистов учреждений культуры состоялась научно-практическая конференция по теме «Специфика деятельности педагогов дополнительного образования в сельской местности: методы, формы и пути реализации в современных условиях».
Каждое заседание РМО предполагает различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме. В ходе консультаций с участниками, совместно анализируя опыт их работы, можно предусмотреть необходимые виды домашних заданий и способы контроля, которые позволят более эффективно и качественно организовывать дальнейшую методическую помощь как в индивидуальном порядке, так и групповой форме.
Приведём в качестве примера виды домашних заданий, предлагаемых участникам РМО:
- моделирование занятия (целиком или фрагментарно);
- проведение исследования по определенной теме;
- разработка плана кружка, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
- посещение занятий и спецкурсов, внеклассных мероприятий и дополнительных занятий с последующим анализом;
- представление собственного опыта работы по определённой теме или проблеме;
- защита темы по самообразованию;
- практическая (наглядная) демонстрация собственных достижений по определенной теме.
По итогам заседаний РМО в течение учебного года было проведено анкетирование участников методического объединения. Результаты опроса позволили выявить динамику в содержании некоторых показателей, характеризующих профессиональную компетентность в самооценке педагога дополнительного образования (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты опроса педагогов дополнительного образования
после участия в работе РМО в течение учебного года
№ Варианты вопросов: Варианты ответа:
Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Помогает ли Вам участие в РМО более грамотно и качественно организовывать процесс дополнительного образования обучающихся? 72% 3% 25%
2 Используете ли Вы формы и методы работы с обучающимися, которые были продемонстрированы в ходе работы РМО? 87% 13% 0%
3 Реализуете ли Вы предложенный организаторами РМО проект «В кругу друзей» в своей работе? 69% 26% 5%
4 На Ваш взгляд, возросла ли Ваша профессиональная компетентность за период работы в РМО? 94% 6% 0%
Таким образом, исходя из полученных первичных данных, мы можем сделать вывод, что работа районного методического объединения, а также используемые методы и формы её организации, дают положительный результат в процессе формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Главными же показателями эффективности деятельности РМО станут: результаты ежегодного мониторинга, демонстрирующего оценку данной работы со стороны обучающихся и их родителей; успешное выступление обучающихся на фестивалях и конкурсах различного уровня; положительная оценка работы педагога со стороны администрации учреждения и его результативное участие в конкурсах профессионального мастерства и др.
Библиографический список:
Казаков А.В. Формирование социокультурной компетентости специиалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук (13.00.05) / А.В. Казаков. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 19 с.
Сухарева А.П. Профессиональная компетентность педагога системы дополнительного образования художественно-эстетической направленности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 / А.П. Сухарева, А.И. Сухарев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.science-education.ru/120-16618
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал. – 2012. - № 8.