Статья о дошкольном образовании. Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ.
Коннова О.В.
АНО ДО «Планета Детства «Лада»» ,г.Тольятти e-mail: alex-toliatti@mail.ruСегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.
Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
К современным здоровьесберегающим технологиям относятся следующие виды:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг (рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием)
Ритмопластика (обращается особое внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки в соответствии с возрастом детей)
Динамические паузы (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия)
Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр)
Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы)
Гимнастика пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время))
Гимнастика для глаз (рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога)
Гимнастика дыхательная (используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)
Гимнастика бодрящая (форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ)
Гимнастика корригирующая (форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей)
Гимнастика ортопедическая (рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие (проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ)
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) (может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности)
Коммуникативные игры (строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.)
Занятия из серии «Здоровье» (могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития)
Самомассаж (в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)
Точечный самомассаж (проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал)
Биологическая обратная связь (БОС) (необходимо соблюдение правил работы за компьютером)
3.Коррекционные технологии:
Арттерапия (программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий)
Технологии музыкального воздействия (используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.)
Сказкотерапия (используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей)
Технологии воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка)
Технологии коррекции поведения (проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий)
Психогимнастика (проводится по специальным методикам)
Фонетическая ритмика (рекомендована детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель - фонетическая грамотная речь без движений)
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методичесок пособие. М.: Сфера, 2008. 160с.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002. 240с.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.