План конспект урока по окружающему миру Состав воздуха. Значение воздуха для жизни ( 3 класс)
Тема: Значение воздуха для жизни. Состав воздуха
( 3-й класс).
Авторский медиапродукт: презентация из 14 слайдов.
Цели:
а) образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование для учителя:
карточки с текстами (для приема «Инсерт»);
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
2 свечи и банка;
карточки для таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
видеозаписи интервью учителей физики, химии и географии (что они могут сказать о воздухе с позиции своего предмета);
карточки с кроссвордом;
карточки с таблицей «Тонких и толстых» вопросов.
Оборудование для учеников:
баночки с водой;
соломинки;
воздушные шары;
учебник и тетрадь.
Форма работы – групповая.
Материал содержит конспект урока, карточки и презентацию. Анимация в презентации настроена по щелчку. На уроке применялась видеозапись интервью учителей физики и географии, из-за большого веса не прикладываю.
Ход урока
1. Оргмомент (дети сидят в группах по 4 человека).
Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря.
2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов»
Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?
Слайд 2
Дети: Мы будем изучать воздух.
Учитель: Какие цели поставите перед собой?
Дети: Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух,
Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.
Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Слайд 2
2. 1 Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»
Слайд 3
Учитель:
· Что вы знаете про воздух? Мы сегодня будем работать с таблицей «ЗХУ».
Слайд 4 (заполняется 1 столбик)
З - что мы знаем про воздух?
Х – что хотим узнать?
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
Дети: Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания)
Учитель: Какой еще бывает воздух? Возьмите карточку №1.
Работа со стихотворением «Воздух», составление ассоциативного ряда.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Учитель: Какой воздух? Что пишет поэт о нём?
2.2. Заполнение второй графы таблицы
Учитель:
· Что вы хотите узнать про воздух? (Заполняется графа «Хочу узнать»)
Дети: Сколько человеку надо воздуха для жизни?
· Где можно встретить воздух?
· Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?
· Из чего состоит воздух?
· Почему небо голубое?
· Какими свойствами обладает воздух?
3. Стадия «Осмысление»
Практическая работа
У. – Рассмотрим ряд опытов.
Опыт №1 ( делает учитель)
Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.
Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)
Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал» можно увидеть (по щелчку).
Опыт №2 (проводят ученики)
При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
Учитель: Что наблюдаем?
Дети: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
Опыт №3 (проводят ученики)
Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.
Учитель: Что наблюдаем?
Дети: При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
( в таблицу записывается «можно услышать»)
Опыт №4 (проводят ученики)
Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.
Дети: Воздух необходим для жизни.
( в таблицу записывают «необходим для жизни»)
(вывод записывается в тетрадь, с. 18. №38)
Опыт №5 ( проводят ученики)
Дети машут друг на друга тетрадями.
Учитель: Что наблюдаем?
Дети: Воздух можно осязать, когда он движется.
( в таблицу записываем «можно осязать»)
(чтение вывода в учебнике с.47)
Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.
4. Введение понятия «Атмосфера»
4.1. Просмотр видео (интервью учителя физики)
Текст интервью учителя физики:
Атмосфера Земли состоит из воздуха. Воздух обладает большей плотностью вблизи Земли, потому что Земля сильнее притягивает нижние слои атмосферы, а верхние слои атмосферы – воздушные массы - давят на нижние. Из-за перемещения воздушных масс в атмосфере образуется ветер.
Учитель: Какое новое слово услышали?
Слайд 5
Учитель: Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.
4.2. Значение атмосферы для жизни на Земле.
(работа с карточкой № 2 – прием «Инсерт», использование 2 знаков: v – уже знал; +- новое)
Учитель: Прочитайте текст и поставьте на полях знак «v», если эта информация вам знакома и «+», если это для вас новое)
Карточка №2
Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей - невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.
Учитель: Что нового узнали об атмосфере?
Слайд 5 сопровождает ответы детей.
Дети: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.
Слайд 6
Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?
(ответы в графу «Узнал»)
Дети: Атмосфера:
Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?
(запись в графу «Узнал»)
Дети:
1. Защищает от метеоритов.
2. Предохраняет от перегрева и от морозов.
3. Защищает от губительных солнечных лучей.
4. Следит за климатом на планете.
4.3. Чтение статьи учебника с. 47-48.
Учитель: С чем еще сравнили атмосферу? (толстое одеяло)
(запись определения «атмосферы»
· в тетрадь)
5. Состав воздуха.
5.1. Опыт со свечами, когда одна горит на открытом воздухе,
а другую закрыли стаканом)
Учитель: Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет? Какие будут предположения? Поможет учитель химии или географии.
5.2. Видео (интервью учителя химии или географии), затем открыть слайд 7.
Текст интервью учителя географии:
Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.
Слайд 7
Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух?
Дети: Воздух- это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
Слайд 8 – записать в графу «Узнал» состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
5.3. Чтение статьи учебника с. 49 + тетрадь,
с. 19 № 40
· заполнение диаграммы состава воздуха.
Слайд 9
Учитель: Какой газ необходим для дыхания?
Дети: Для дыхания нам нужен кислород.
Учитель: Для чего еще нужен кислород?
Дети: Кислород поддерживает горение.
Слайд 10 -запись в графу «Узнал» нужен для дыхания и горения
(работа в тетради с. 19, № 41)
5.3. Первичное закрепление темы урока, решение кроссворда
Учитель: А чтобы вы сказали о человеке, который бы решил измерить массу воздуха?
(разгадывание кроссворда в группах для узнавания имени ученого - карточка № 3)
1
2
3
4
5
6
7
1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ).
2. Воздушная оболочка земли (атмосфера).
3. Губительные солнечные лучи - невидимки (ультрафиолет).
4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы).
5. Газ, необходимый для дыхания (кислород)
6. Опахало (веер)
7. Восточная дыхательная гимнастика (йога).
(проверка по компьютеру – слайд 11)
Учитель: Это был Галилео Галилей
300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.
Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров -1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр - 1 г 293 мг.
Учитель: Тогда вы должны подумать о том, что над нами, над земными лесами, горами и морями, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это масса трех грузовиков.
Учитель: Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? Да потому, что в организме человека тоже есть воздух.
5.4. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы
Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему..?
Почему вы считаете, .?
Предположим, что будет, если..?
Кто.?
Что.?
Когда?
Может..?
Как звать?
Верно ли?
(группы по очереди зачитывают свои вопросы)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 12
6.1. Учитель: Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам понравились больше?
Слайд 13
6.2. Составление синквейна
(на листочках), зачитывание представителями групп
Учитель: Назовите тему урока одним словом (воздух);
Учитель: Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха);
Учитель: Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера (защищает, следит и предохраняет);
Учитель: Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
Примерный синквейн
Воздух
Лёгкий, бесцветный, невесомый,
Защищает и предохраняет,
Воздух должен быть чистым!
Воздух – это жизнь!
6.3. Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание: с.47- 50, читать, с. 50, ответить на вопросы (табличка.)
Литература для учителя
А. Дорохов «Легкий, тяжелый, жидкий». Издательство «Детская литература», 1987, с.5.
Энциклопедия «Я познаю мир», том «География», с 74-75. М.: АСТ, 1995.