Статья на тему Квест как современная педагогическая технология
Квест как современная педагогическая технология
Эльмуратова Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования МАУ ДО «ФЦДО»
У подростков среднего и старшего школьного возраста, современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики, экшн - адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.
«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий.
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность.
Квест - проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые квесты; «живые» квесты.
Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.
Удачным является использование на занятиях квест-проектов.
Преимуществом квест - технологии является использование активных методов обучения. Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
В апреле - мае 2015 года данная педагогическая технология была апробирована на квестории «Жила-была девочка», приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Квестория проходит в пределах одной комнаты, комнаты «из прошлого». Ребята, получив роли разведчиков, надев плащи, оказывались перед дверью. Просмотр отрывка из советского фильма «Жила-была девочка» режиссёра Виктора Эйсымонта даёт старт. На прохождение миссии у ребят есть ровно час. Нельзя терять ни минуты. Через час ребята должны выйти из комнаты и ответить на вопросы: что за люди были в этой комнате и что с ними случилось? Прохождение игры, основой сюжета которой, стала история ленинградской семьи Савичевых, вызвало множество восторженных отзывов. А юному поколению, к сожалению, печально известная судьба Тани Савичевой до игры была неизвестна. Поэтому у некоторых участников, игра вызвала и слезы, и улыбки, и гордость
В сентябре 2015 года квест – технология была использована в рамках реализации проекта «ЕдинаяЭКОсреда в г.п. Федоровский через современные жанры интеллектуальной деятельности: квесты (экшн-адвенчуры), фотокроссы, проекты».
К участию в Квесте были приглашены команды - обучающиеся 9 - 11 классов образовательных организаций г.п. Федоровский. Всего в игре приняли участие 5 команд (ФСОШ № 1, ФСОШ № 2, ФСОШ № 5, ФДДТ и ФЦДО). В каждой команде было по 6 учащихся образовательных организаций г.п. Федоровский.
Продолжительность квеста составила 5 часов, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определённый маршрут общей протяжённостью - 12 км.
В рамках социального партнёрства к данному мероприятию были привлечены градообразующие предприятия и организации г.п. Федоровский, которые предоставили свою базу и специалистов для игры. В ходе квеста ребята посетили: цех отдела охраны окружающей среды НГДУ «Комсомольскнефть» ОАО «СНГ», 17 отряд федеральной противопожарной службы ГПС по ХМАО – Югре (г.п. Федоровский), детскую поликлинику при БУ «Федоровская городская больница», библиотеку, Русскинское участковое лесничество и крестьянско – фермерское хозяйство «Подворье». В заключении хотелось бы дать несколько советов для педагогов по подготовке квест- занятия:
• подготовить интересное выступление;
•с формулировать интересное задание;
• составить план работы;
• составить список информационных ресурсов.
Обучающийся в свою очередь:
• выбирает роль;
• составляет план поиска ресурсов;
• исследует информационные ресурсы;
• готовит отчет.
В процессе защиты выполненных заданий по квесту обучающийся может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Использование на занятиях квест - технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.
Также стоит отметить, что как современная педагогическая технология квест решает следующие задачи:
Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.
Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.