Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в режиме непрерывного образования.
Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в режиме непрерывного образования.
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Кодексе Республики Беларусь об образовании.
В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Современные процессы модернизации образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность учителя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции учителя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности учащегося и, следовательно, повышение качества его образования.
Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоения современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция учителя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий учителя.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
Инновационная деятельность педагога;
Аттестация педагогов, повышение квалификации.
Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, школьные методические объединения, социально-психологическая служба.
Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается нами как часть системы непрерывного образования педагогов.
Акцент в реализации методической работы в школе сделан на развитие системы мотивации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует от администрации школы перехода к такой системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью. Лозунг «Кадры решают всё» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения.
Наша школа обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения качества образовательного процесса.
Всего в школе работает 52 педагога, из них с высшим образованием 50 учителей (96%), со средним специальным – 2(4%).
В школе функционирует система методической работы, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Внутришкольная модель методического сопровождения педагогов формируется и структурируется в соответствии с компонентами педагогического труда.
Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:
- педагогическая деятельность;
- личность учителя;
- психолого-педагогическое общение.
Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
В своей практике мы используем следующие формы методического сопровождения педагогов:
1. Организация методической поддержки (консультирование, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные.
Пассивные:
- выступление на педсовете (конференции),
- анкетирование (другие формы опроса),
- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.
Активные:
- дискуссии,
- деловые игры,
- тренинги и т. д.
Мы отдаем предпочтение активным формам.
2. Создание организационных и методических условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, районные методические объединения, круглые столы, семинары - практикумы и т. д.
3. Оказание методической поддержки для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность.
4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) по представлению, обобщению своего опыта.
5. Психолого-педагогическое сопровождение.
Считаем, что самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи учителям в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога.
Повышению профессионального мастерства педагогов также способствует целенаправленная работа всего коллектива над единой методической темой. Методическая тема школы «Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов» и вытекающие из нее темы работы школьных методических объединений соответствуют основным задачам функционирования и развития школы. Цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока.
Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 8 предметных МО: учителей точных наук; русского языка и литературы; английского языка; белорусского языка и литературы; учителей истории, географии, биологии; начальных классов и воспитателей групп продлённого дня; физической культуры, трудового обучения и ОБЖ; классных руководителей, приоритетными направлениями, работы которых являются:
– совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала; – создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; – организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников; – освоение современных методик и технологий обучения.
В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.
На заседаниях методических объединений происходит знакомство с теоретическими разработками, новинками методической литературы, учителя повышают уровень профессиональной компетенции.
Работа методических объединений традиционно демонстрируется во время проведения предметных недель. На открытых уроках и мероприятиях учителя показывают современные формы и методы работы с детьми, широко используют занимательный материал и наглядность, информационно-комуникационные технологии.
В рамках МО ведется работа по самообразованию, работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. На заседаниях МО подводятся итоги проведенных мероприятий, делается их всесторонний анализ. Руководители МО представляют анализ деятельности за прошедший учебный год.
Работа методических объединений в школе результативна, т.к. имеет практическую направленность: наряду с докладами, сообщениями, открытыми уроками, используются такие формы работы, как мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра. Результаты проведённых заседаний находят своё отражение в образовательном процессе.
Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как:
- тематические педсоветы: «Внеклассная работа по предмету как фактор повышения учебной мотивации учащихся и качества знаний по предмету», «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации», «Система педагогического проектирования урока в условиях разных образовательных технологий», в которых активное участие принимают учителя школы, представив свой опыт работы.
- инструктивно-методические совещания по методической теме: «Альтернативные уроки в практике работы учителя», «Развитие предметных компетенций учащихся на уроке», «Интегрированный урок. Виды интеграции», «Основные этапы исследовательского поиска», «Как сделать презентацию к уроку» и другие.
Особая роль в организации методической работы отводится деятельности по поддержке молодых, начинающих педагогов. Существует мнение, что молодой педагог, не имеющий достаточного опыта, не может иметь своего творческого лица, практика же показывает другое. Несколько лет назад в наш коллектив пришёл молодой специалист - Е.А.Садовская. Она не только показала высокий уровень теоретической подготовки, но и продемонстрировала готовность к творчеству и сотворчеству, к использованию инновационных подходов в обучающем процессе. Под руководством опытных педагогов она добилась высоких показателей в своей работе и в 2011/2012 учебном году победила в школьном туре конкурса «Молодых учителей» и получила право участвовать в районном конкурсе.
Некоторые молодые учителя, обладая высоким уровнем теоретической подготовки, испытывают затруднения в организации обучающего процесса, поэтому существует потребность в создании системы наставничества, которая позволяет молодым педагогам под дружеским наблюдением и опытом осваивать такие методики, педагогические технологии, которые наиболее подходят ему как личности, учитывают его темперамент, способность, интересы.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства. Педагоги школы постоянно участвуют в школьных и районных конкурсах.
Считаем, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации и загруженности педагогов.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Однако, следует отметить, что у учителей нашей школы нет публикаций в республиканских научно-методических изданиях.
Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников.
Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности сотрудников. В школе работают 18 учителей, имеющих высшую квалификационную категорию (35%), 19 - первую (36%), 10- вторую (19%) и 5 без категории (10%).
Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации на высшую квалификационную категорию; индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения электронного портфолио педагога.
В 2013/2014 учебном году подали документы на повышение квалификационной категории 4 педагога. По итогам аттестации первая категория присвоена 3 учителям, вторая категория – 1 педагогу. Необходимо отметить, что открытые уроки и мероприятия аттестуемых учителей получили высокую оценку членов аттестационной комиссии. 5 педагогов в минувшем учебном году подтвердили высшую категории.
Одной из целей методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой образовательного процесса для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования.
"Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)
Поэтому каждый педагог школы работает над темой самообразования. Выбор тем основывается на оценке деятельности, видением каждым педагогом своих личностных и профессиональных проблем, умением проектировать и контролировать свои действия. В соответствии с выбранными темами составлен перспективный план повышения квалификации. Так, в прошлом учебном году курсы повышения квалификации прошли 16 педагогов. Результаты эффективности курсовой подготовки отслеживаются через планы профессионального развития педагогов. На сегодня, можно отметить, что в нашем учреждении образования сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению повышения квалификации педагогов.
Семь педагогов в течение учебного прошли сертификационное тестирование пользователя информационных технологий, всего в школе 19 педагогов (36%) имеют сертификат пользователя ИКТ.
Важной формой работы в межкурсовой период по-прежнему являются семинары. В течение учебного года в школе проведено 3 семинара различной тематики. Активное участие педагоги принимали в хозрасчётных семинарах на базе Гомельского института развития образования.
На протяжении 2013/2014 учебного года учителя принимали участие в различных творческих конкурсах и продемонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять обучающую деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
В ноябре 2013 года проведено анкетирование с целью определения уровня готовности коллектива к инновационной деятельности.
Целью анкетирования стало определение уровня готовности педагогов к освоению нового, желание осваивать те или иные новации, а управленческой команде анкетирование позволило правильно выстроить серию методических учеб, практикумов, педсоветов, которые помогли бы учителям совершенствовать свое профессиональное мастерство. В целом следует отметить, что коллектив школы достаточно адекватно воспринимает необходимость внедрения инновационных процессов, не следует за ними вслепую, взвешивает все за и против внедрения нового. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности.
Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов; – обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации.
В 2014/2015 учебном году коллектив школы начинает работать над инновационном проектом «Внедрение модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия»
Следует отметить, что не один из перечисленных путей развития профессиональной компетентности педагогов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Поэтому существуют только два самых главных способа для осуществления профессионального развития учителя:
– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия; – за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.
Диагностика, проведенная психологом школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать.
От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.
Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности учителей учащиеся школы на протяжении многих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] показывают стабильные результаты учебной деятельности.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Отдел образования, спорта и туризма
Калинковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №3 г.Калинковичи»
Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в режиме непрерывного образования
Из опыта работы.
Подготовила заместитель директора
по учебной работе Булавко Е.В.
г.Калинковичи 2014 г.
15