Конспект урока биологии в 8 классе на тему:Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). В.В. Пасечник.

Биология. 8 класс.
Учебное занятие № 13.
Дата: 14.10.2016 год
Тема. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Цели: 1. Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. познакомить учащихся с типами соединения костей; повторить материал о происхождении человека.
2.Содействовать развитию у учащихся интереса к изучаемому материалу, формированию навыка работы с анатомическими таблицами.
3. Воспитывать самостоятельность в изучении нового материала.
Оборудование: модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных, компьютер, проектор, экран, диск для 8 класса, презентация; таблица «Соединения костей», таблицы «Скелет человека», презентация «Типы соединений костей».

Ход учебного занятия:

I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся для работы на учебном занятии.

II этап. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальный опрос:
1) Раскрыть роль скелета.
2)Рассказать о типах костей.
3)Используя таблицы, показать макро- и микростроение трубчатой кости.
4)Изложить опыты, раскрывающие роль органического и минерального вещества в обеспечении прочности костей.
5)Рассказать о росте костей в длину и ширину.
2. Проверка выполнения задания №32, с. 17 в рабочей тетради.
3. Подготовка к ОГЭ: тестирование в рабочей тетради.

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Ответы на вопросы учебника, с.50.
Постановка темы и цели учебного занятия.

IV этап. Усвоение нового материала.
1. Осевой и дополнительный скелет. (Беседа с использованием схемы на доске.)
2. Обзор осевого скелета. (Презентация)
Кости мозгового черепа. Внешние кости: лобная, затылочная, 2 теменные и 2 височные, внутренние: клиновидная, пирамидные отростки височных костей. (Беседа с использованием демонстрации черепа и рис. 21 учебника.)
СКЕЛЕТ

ОСЕВОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

Череп скелет туловища пояса конечностей свободные конечности

Позвоночник Грудина, 12 пар ребер скелет руки скелет ноги

Пояса конечностей.

Плечевой: 2 ключицы, 2 лопатки. Тазовый: 2 тазовые кости.

В ходе беседы надо подчеркнуть опасность травмирования височной кости. Следует показать чешую и пирамиды височных костей, в которых находятся органы внутреннего уха и вестибулярный аппарат, и обратить внимание на тонкость чешуи височной кости, по которой проходит височная артерия. Можно прощупать пульс на ней.
Затем перейти к костям лица. Из костей лицевого черепа подвижна лишь нижняя челюсть. Остальные образуют неподвижный каркас.
Кости лицевого черепа, изменение скелета лица в ходе антропогенеза. (Беседа с использованием материала о происхождении человека и рис. 18 учебника.)
Обратить внимание на уменьшение лицевой части за счет челюстей, которые перестают выступать вперед; исчезновение глазных валиков; появление подбородочного выступа; на клыки, которые становятся по величине равными резцам.
Скелет туловища. Строение позвонка, роль межпозвоночных дисков, позвоночный канал и положение спинного мозга, значение большого затылочного отверстия черепа. Отделы позвоночника, его изгибы. Особенности шейных позвонков: сочленение черепа с первым и вторым шейными позвонками. (Беседа.)
Объяснить, почему человека, а тем более ребенка нельзя поднимать за голову: может травмироваться связка, отделяющая зуб второго шейного позвонка от спинного мозга, и произойти его повреждение.
Грудная клетка. Особенности сочленения ребер и реберных хрящей с грудиной: 7 верхних пар соединены с грудиной непосредственно, 3 последующие прикреплены к хрящевой дуге, соединенной с грудиной, и 2 нижние пары располагаются свободно. (Беседа с использованием модели или изображения скелета.)
В ходе беседы показывается, что такое строение грудной клетки обеспечивает спокойный выдох, который происходит без участия мышц, благодаря эластичности хрящей и силе тяжести. Необходимо отметить, что грудная клетка человека сплюснута в передне - заднем направлении (у животных с боков), что связано с прямохождением человека.
Функции поясничного и крестцового отделов позвоночника, копчик как рудимент скелета хвоста. (Беседа с использованием скелета.)
3. Обзор дополнительного скелета.
Функции плечевого пояса. Высокая подвижность костей за счет грудинно-ключичного сочленения.
Кости руки. Функция плечевой кости, участие лучевой и локтевой костей во вращении кисти. Запястье, пястье и фаланги пальцев, их приспособление к точным движениям, необходимым в трудовой деятельности. (Беседа с использованием рис. 27 и 28 учебника.)
Тазовый пояс. Прочное соединение тазовых костей с крестцом.
Особенности бедренной кости, костей голени большеберцовой и малоберцовой. Строение стопы: предплюсны, плюсны, фаланг пальцев. Их приспособление к прямохождению, увеличение опорной функции, значение сводов стопы. (Беседа с использованием рис. 29 и 30 учебника.)

Физминутка.

Мы рассмотрели особенности строения костей, их химический состав, значение опорно - двигательной системы. И мы узнали, что скелет человека образован разными типами костей. А вот как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений, мы рассмотрим сегодня на нашем уроке.
В скелете человека различают неподвижное, полуподвижное и подвижное соединение костей (На доске схема из презентации «Типы соединения костей»)
4. Неподвижные соединения костей (Презентация. Видеоматериал).

Темы для обсуждения: 1) Как растет череп? 2) Как изменился череп человека в процессе антропогенеза? (Фронтальная беседа.)
- Неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости, входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва. (Показ слайда строение черепа)
Сообщается, что у новорожденного ребенка кости несросшиеся, благодаря чему возможно нарастание костного вещества по их периметру. Между костями черепа расположены участки плотной соединительной ткани, так называемые роднички. По мере взросления, когда кости достигают своей окончательной величины, образуются неподвижные соединения.
При обсуждении второго вопроса обращается внимание на единственную подвижную кость нижнюю челюсть; раскрываются причины исчезновения глазных валиков, появления подбородочного выступа и уменьшения клыков до размеров резцов.

5. Полуподвижные соединения, понятие о непрерывных и прерывистых соединениях (Презентация).
Темы для обсуждения: 1) Строение и функции позвоночника, роль межпозвоночных дисков. 2) Строение и функции грудной клетки и роль реберного хряща, соединяющего 10 пар ребер с грудиной. (Фронтальная беседа.)
- Полуподвижность костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение (Показ слайда позвоночник и ребра)
В ходе беседы раскрывается значение полуподвижных соединений и рассказывается об общих свойствах непрерывных соединений, где одна кость или непосредственно, или с помощью хряща или соединительной ткани соединяется с другой костью. Такие соединения наиболее древние. Скелет рыбы представляет собой единое образование. Здесь прерывистых соединений практически нет. У земноводных же они выражены довольно четко. Как и у человека, отдельные кости сочленяются между собой подвижно, образуя сустав.
6. Строение сустава. (Работа с таблицами и с рис. 31 и 32 учебника.)
- Подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.
Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку. Рассмотрим, какие же бывают суставы. (Работа по таблице) Суставы бывают простыми и сложными. В простом суставе соединяются две кости, а в сложном три и более. Простые: суставы между фалангами пальцев, тазобедренный сустав. Сложные: локтевой, коленный голеностопный. (Показ слайдов тазобедренный сустав, коленный сустав, голеностопный сустав)

V этап. Первичная проверка понимания.
1. Работа с рис. 20. Ответы на вопросы к § 11 и 12. Выполнение заданий под символом «!». (Рис. 20, изображающий скелет стоящего человека из сочленения Везалия, неточен тем, что на нем не показаны своды стопы.)
2. Выполнение заданий №35-37, с.18-19 в рабочей тетради по вариантам с последующей проверкой.
3. Выполнение работ, отмеченных символом «
·» на с. 62.
4. Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций»
5. Если человек прыгает с 2-х метровой высоты, повреждений может и не быть. А если упадет с 20 метровой высоты, то возможно повреждение. Почему же так?
6. Знакомы ли вам такие понятия как, шарнир, трение, давление? Какая наука изучает эти понятия? (физика). А встречались ли мы с этими понятиями сегодня на уроке? Приведите примеры.
7. Как вы думаете, почему скелет называют пассивным органом движения?
8. Выполнение задания №40, с.21 в рабочей тетради с последующей проверкой.

VI этап. Информационный.
Изучить §11 и 12. Проработать рис. 2030. №38,39, с.20, №42, с.21-22 (по выбору учащегося).
Заполните таблицу (индивидуально)
Типы соединения костей

Типы соединения костей
Примеры
Особенности строения


Неподвижное
Полуподвижное
Подвижное




Составить кроссворд по теме « Скелет» (индивидуально).
- Хочешь проверить, плавная ли у тебя походка, ровная ли спина? Возьми большую толстую книгу и положи на голову. А теперь попробуй походить по комнате. Результаты вашей работы рассмотрим на следующем уроке.

VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся.

VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?








13PAGE 15


13PAGE 14515