Презентация на тему: Использование элементов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании


КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа – детский сад» Тема доклада Педагогических чтений: Подготовила: методист детского сада Грохотова Н.Г. П.Белоусовка, 2013г. Не тяните ребенка до своего уровня,Постарайтесь дорасти до его гениальности. Януш Корчак «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушливый цветок»В.А.Сухомлинский Воспитание Обучение Чего Чему Ценностей Активному познанию мира «Активизация творческого потенциала личности, способной реализоваться в гармонии с самим собой и окружающим миром» 1). Формирование эмоционально – чувственной и деятельной сферы личности в процессе творческой деятельности;2). Развитие дивергентного мышления и творческого воображения;3). Воспитание осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.2. Развитие творческих способностей.3. Создание здоровьесберегающей среды.4. Повышение обще – интеллектуального уровня самосознания.5. Развитие познавательной активности.6. Ориентировочно – исследовательская деятельность Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления по памяти и создать на этой основе образы и ситуации.Учить представлять события и последовательность его развития.Устанавливать зависимость между отдельными событиями.Учить входить в изображаемое обстоятельство.Наделять героев известных сказочных персонажей качествами, которые им присущи.Наделять героев действиями фантастического характера.За счет использования знакомых приемов создать новый образ.Проявлять способность войти в состояние героя (предметно – словесно выразить состояние) нарисовать его внешний вид.Учить воспринимать образ при помощи музыки, худ. слова, изо деятельности.Развивать умение ограничиваться своими желаниями, преодолевать препятствия.Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо – плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели рисунков.Навыки коллективного творческого труда.Коммуникативность, объективность в оценке своих и чужих решений, навыки общения в коллективе. «Наличие противоречий есть критерий истины, отсутствие противоречий –критерий заблуждения» Г.Гегель Солнце – хорошо греет, но плохо обжигает. Дождь поливает, питает, но мочит. Ветер – хорошо холодок, но плохо волосы раздувает. Снег землю покрывает, но ходить плохо. Есть - сыт, но можешь поправиться. Драться – хорошо защищать слабого, но плохо делаешь больно. Огонь – хорошо греет, но можно сгореть. Мороз – хорошо, реки замерзают, но плохо холодно. Зима – хорошо играть, но плохо простыть. Осень хорошо зреют фрукты и овощи, но плохо часто идет дождь. Весна просыпается природа, но тает снег, грязь. Лето – можно купаться, но можно получить солнечный удар. Конфеты – вкусно, но могут заболеть зубы. Напиток – утолить жажду, но от холодного заболит горло. Суп – сытый, но можно обжечь горло. Прямая аналогия (сходство свойств и отношений);Аналогия по форме;Функциональная аналогия;Личная аналогия (эмпатия -отождествление себя с рассматриваемым объектом);Фантастическая аналогия;Комплексная аналогия. «Как на свете жить?» В. Сухомлинский «Брат и младшая сестра» Э. Шим «Одинаковые» Н. Чабаевский «До первого дождя» В. Осеева «Дружба» И. Туричин «Печенье» В. Осеева «Этого не нужно повторять» Б. Емельянов «Бумажный змей» Е. Пермяк «Лучший друг» Ю. Ермолаев «Силач» Ю. Ермолаев «Собака яростно лаяла» В. Осеев 1 - й блок игр с использованием приема на дополнение изображения. («Незаконченный рисунок», «Дорисовки», «Как я победил кляксу»)2 - й блок игр с использованием приема на сочинение рассказов. («Соедини героев разных сказок», «Измени сказку», «Преврати в сказку», «Недописанное четверостишье»)3 - й блок игр с использованием приема на составление образца из заданных элементов. («Фантастический образ», «Аппликация», «Что растет на грядках»)4 - й блок игр с использованием приема на альтернативное применение предметов в другом качестве. («Полезный подарок», «Новое применение»)5 - й блок игр с использованием приема решения проблемных ситуаций. («Что будет», «Сложные ситуации», «Как помочь кошке»)6 - й блок игр с использованием приема преобразования и усовершенствования предметов. («Переделай предметы», «Хорошие и плохие поступки», «Усовершенствуй предмет») 7 - й блок игр с использованием приема самостоятельного выдвижения идей. («Нарисуй сказку», «От точки к точке», Что получится, если подружатся разноцветные точки»)8 - блок игр с использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями. («Классификация предметов», «Домино», «Вещи как люди»)9 - блок игр с использованием приема вариативности высказываний. («Какого вкуса цвет», «Запрещающие таблички», «Объясни»)10 - блок игр с использованием приема аналогии. («Что может быть таким», «Подбери слова»)11 - блок игр с использованием приема «опредмечивания» изображений. ( «Угадай игрушку», «Что бы это значило», «На что похоже?»)12 - й блок игр с использованием приема морфологического анализа. («История про дом, который гулял по дорожке с геометрическими формами», «У каждого свой стол», «Кто кем был») Рисунок 1. Плоскостное изображение объектов природы разных биоценозов «Собери биоценоз» «Кто, где живет?» «Что перепутано?» «Так было днем, что изменится ночью?» «Так было летом, что изменится зимой?» «Кто, где прячется в случае опасности?» «В лес пришел человек. Что будет?» «Что случится, если пересохнет река, исчезнут птицы, насекомые?» Выявление свойств воздуха Выявление свойств воды Выявление свойств снега и льда Выявление свойств песка и глины Необходимые условия для жизни растений Почему идет дождик? Почему пальто, шапка и варежки в мороз «греют»? Почему дождевых червей считают полезными? Почему кузнечик зеленый? Действительно ли растения пьют воду? Прошлое надсистемыптенцы НадсистемаЛес, парк Будущее надсистемы Прошлое системыПтенец, гнездо с яйцами Системаптица Будущее системы Прошлое подсистемыСравним птенца и птицу ПодсистемаЧасти тела Будущее подсистемы Предметы бытаПриродаГеографические объектыОбъекты техникиЧеловек и его окружениеЭмоциональное состояние, настроениеФантастические персонажи и объекты. Увеличение размеров исследуемого объекта до бесконечности.Уменьшение объекта до нуля.Увеличение времени воздействия на объект до бесконечности.Уменьшение времени воздействия на объект до нуля.Увеличение стоимости объекта до бесконечности.Уменьшение стоимости объекта до нуля. Конспект занятия по экологии на тему: «Угадай правило»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «В мире домашних птиц»Конспект занятия по экологии на тему: «Наши младшие друзья»Конспект занятия по экологии на тему: «Если ты пошел в гости в природу»Турнир по экологии в форме игры «Что, где, когда»Конспект занятия по экологии на тему: «Прогулка в лес»Игра – викторина «Мы знаем и любим природу»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Биржа труда»Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Путешествие в сказочный лес»Конспект занятия по математике на тему: «Число и цифра 5» «Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»П. Торренс