Развитие познавательной деятельности детей посредством дидактического материала Дары Фребеля
Развитие познавательной деятельности детей посредством дидактического материала «Дары Фребеля»
Пичугина Наталья Павловна,
воспитатель,
филиал ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
Детский сад «Семицветик»
443535, Волжский район, мкр. Южный город,
Николаевский проспект, д. 18
Необходимость грамотной организации развивающей среды ДОУ и наличие огромного выбора развивающих материалов зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
В дидактическом материале «Дары Фребеля» заложены огромные возможности для развития мышления детей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. В процессе знакомства с набором «Дары Фребеля» дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе таких игр («Путешествие», «Золушка», «Приглашаем в теремок» и др.)осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, общение детей в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с мячиками, кубиками, кольцами…
Знакомство с набором «Дары Фребеля» в нашей группе началось с вязанныхмячиков (набор 1) . На утреннем сборе приглашаю детей заглянуть в волшебную коробочку, а там…(дети рассматривают мячики на веревочках, описывают цвет, форму, придумывают свойства).
Мы в группе живем тематическими неделями, поэтому и занятия продумываем в соответствии с темой недели (н-р, «Мои соседи»). Предлагаю детям построить теремок, а кто в теремочке живет? Дети берут мячики из набора1 и стучатся в теремок.
-Тук-тук! Кто-кто в теремочке живет?
-Я- желтый мячик(или Саша, Принц, Кошка и т.д). А ты кто?
-А я- синий мячик . Я умею играть( рисовать, есть конфеты и т.д.)Возьмите меня в теремок!
Еще один из вариантов использования набора -игра «Я люблю…».Перебирая в руках такие мягкие и теплые шарики ребенок, даже самый застенчивый, легко рассказывает на предложенную воспитателем тему.
Цветные мячики превращаются в снежки (их можно побросать) или в овощи (соберем в корзинку и угостим зайку). Так вязанные мячики выполняют роль заместителя в играх, помогая нам развивать наших любимцев.
На занятиях к детям приходит герой ( например кукла), она рассыпала свои бусы. Давайте ей поможем! Познакомим детей с (набором 2)- разноцветными кубами, шарами и цилиндрами и разноцветными веревочками. Дети нанизывают на веревочку шарики и незаметно для себя закрепляют цвет, форму, тренируются в счете. А теперь усложним задание: на желтую веревочку нужно собрать только желтые фигуры(или шарики, или только фиолетовые цилиндры). Сколько предметов у тебя? А сколько у Маши? У кого больше?
К набору «Дары Фребеля» мы часто добавляем и другие предметы, например яблоко. Его можно потрогать понюхать, попробовать. Выкладываем на столе ряд фигур (шар, куб, призма, брусок, цилиндр). «Найди похожую фигуру». Чем похожи шар и яблоко? Чем отличаются?
Все коробки с набором «Дары Фребеля»лежат в зоне доступа детей. Ребенок сам выбирает материал, с которым он будет работать и его количество. После работы ребенок убирает материал на место.
Набор «Дары Фребеля» мы используем и в НОД , и в подвижных играх, и в индивидуальной работе с детьми. К набору прилагаются карточки с играми и занятиями по всем образовательным областям.
«Дары Фребеля»-это наша палочка-выручалочка, которая помогает нам в нашей работе.