Тьюторское сопровождение деетй с ОВЗ в инклюзивном образовании. Обзор проблемы и положительный педагогический опыт.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская эколого-биологическая станция»«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании»
Обзор проблемы
Составитель: Кононова О. С.,
педагог дополнительного образования.
Дивногорск, 2015 г.
Содержание
1. Введение. 3
2. Основная часть.6
3. Заключение. 22
4. Список использованных источников информации. 24
5.Приложение. 26
1. Введение
Согласно докладу Диденко Л. А., Абдулкина В. В., Бельской К. В. (ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева») «Условия развития образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае», представленном на II Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (Москва, 2013 г.), «В Красноярском крае 10475 детей с ограниченными возможностям здоровья (56% от общего числа таких детей) обучаются в общеобразовательных школах. Из них 6537 обучаются в коррекционных классах в условиях общеобразовательного учреждения, а 3938 включены в общеобразовательные классы общеобразовательных учреждений.
59% муниципальных районов полностью перешли на интегрированное обучение, в остальных районах образование детей с ОВЗ осуществляется как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и интегрированно в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
511 из 1178 муниципальных образовательных учреждений осуществляют обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) группах и классах.»[2] Т. о., инклюзия (интеграция) детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательных учреждений в Красноярском крае осуществляется весьма активно. Востребованность инклюзивного образования и его активное развитие объясняют актуальность данного исследования. Для раскрытия темы инклюзивной практики тьторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо рассмотреть её теоретические основы, нормативную базу, опыт ведущих образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную практику, в т. ч. в г. Красноярске.
Вместе с тем, педагоги Красноярского края редко получают возможность повысить свою профессиональную квалификацию в области инклюзивного образования; 27 – 29 мая 2013 г. прошёл краевой семинар «Технологии тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях коррекционной школы: ресурсы тьюторского сопровождения при работе с семьей и детьми с особыми нуждами»[6]; первый краевой семинар, посвящённый практике тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании«Тьютор и его роль в образовании особого ребенка: практики работы, опыт, теоретические основы».прошёл в г. Красноярске 22 сентября 2014 г. в КГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 5» (сегодня – КГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»). [7]Т. о., проблемой, которую частично разрешает данное исследование, является фрагментарность представлений педагогической общественности Красноярского края о сопровождении, в т. ч. тьюторском, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии и эпизодичность публикаций и др. просветительских мероприятий по данной теме.
Цель данного исследования: изучение некоторых российских примеров практического осуществления тюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1) изучить доступные источники информации об инклюзивной практике тьюторского сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья в Российской Федерации;
2) выявить основные аспекты инклюзивной практике тьюторского сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья в Российской Федерации;
3) определить сферы образовательной деятельности, где тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья особенно успешно;
4) представить авторский опыт инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с использованием приёмов тьюторского сопровождения.
Т. о., объектом данного исследования является инклюзивная практика тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предмет же исследования – её теоретическая основа и аспекты, а также приёмы осуществления в Российской Федерации.
2. Основная часть
2. 1. Тьютор и тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в Российской Федерации.
«Тьютор – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы» [8] или другого образовательного учреждения; педагог, сопровождающий разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями. С 2008 года эта профессия официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации. Первая в Российской Федерации магистратура по подготовке тьюторов открылась в 2009 г. в Москве. В Красноярске получить профессию тьютора можно на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, а также по программе курсов повышения квалификации. [6]
Тьютор - педагог, который действует по принципу индивидуализации [3]Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ребёнок проходит собственный путь к освоению того, что именно для него является приоритетным. Цель тьютора - помочь определить индивидуальную траекторию развития; по-разному двигаться к общим и разным целям с разными учениками.
«Тьюторское сопровождение – педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы формирование учебной рефлексии обучающегося» [8], а также его физическое сопровождение, консультативное сопровождение других участников образовательного процесса (в т. ч. родителей (законных представителей) подопечного обучающегося и других детей).
Профессия «тьютор» утвержденаПриказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и N№ 11725 соответственно) . [5]
Как осуществляется инклюзивная практика тьюторского сопровождения в России сегодня?
2. 2. Практика тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии в некоторых образовательных учреждениях Российской Федерации.
Сегодня возможно включить должность тьютора в штатное расписание образовательного учреждения или же заключить с тьютором отдельный от коллективного трудовой договор; тьюторское сопровождение осуществляется и волонтёрами (безвозмездно); в зависимости от того, на каких основаниях тьютор осуществляет свою деятельность, зависит и источник оплаты его труда.
Педагогическая нагрузка тьюторов в разных образовательных учреждениях с разным уровнем инклюзивной практики и количеством детей с ограниченными возможностями здоровья также разная: например, в ОГКОУ «Центр психолого-медико-соуиального сопровождения» (г. Томск) она составляет 36 часов в неделю, из которых 18 отводятся на непосредственное тьторское сопровождение подопечных и 18 – на подготовку к нему (разработку индивидуальных образовательных планов и т. п.) [8] Различается и количество подопечных 1 тьютора: так, в ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1321 «Ковчег» (г. Москва; здесь инклюзивная практика существует с 1990 г.) тьютора имеет почти каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. [4]
Инклюзивная практика тьюторского сопровождения в каждом образовательном учреждении регламентируется собственными нормативными документами, среди которых – должностная инструкция тьютора, создаваемая образовательном учреждении в соответствии с квалификационными характеристиками (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» - «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – тьютор).[9]
В образовательном учреждении определяется и перечень документов, которые должен вести тьютор и которые являются формой отчёта о его деятельности: индивидуальный план работы с ребёнком, дневник наблюдений, «Перечень умений ребёнка» и др. [8]В процессе своей деятельности тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, в т. ч. членами педагогического коллектива – учителями, воспитателями, педагогом-психологом, учителем – дефектологом, учителем – логопедом, др. специалистами – сурдопедагогом, тифлопедагогом и др. Совершенствование практики тьторского сопровождения может обсуждаться на собраниях соответствующих методических объединений – методического объединения специалистов службы сопровождения, методического объединения учителей классов «Особый ребёнок» (как в КГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Красноярска, где осуществляется инклюзия детей со сложным, тяжёлым ментальным дефектом в классы детей с более лёгким ментальным дефектом; следовательно, возможна инклюзия как в массовое образование, так и в образование специальное (см. «Приложение»)).
Российские специалисты в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья отмечают, что инклюзивная практика тьюторского сопровождения осуществляется поэтапно; чаще всего выделяются 4 этапа:
1) диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситуацию, стимулирует у ребёнка положительную мотивацию интеграции в школьную среду, обучения);
2) проектировочный (тьютор осуществляет поиск индивидуальных интересов ребёнка, планирует совместную деятельность);
3) реализационный;
4) аналитический. [3; 8]
В своей деятельности тьютор использует разнообразные формы сопровождения (не только ребёнка, но его родителей (законных представителей) и др.) – индивидуальную консультацию (беседу), групповую консультацию, учебный тьюторский семинар, тренинг. [8] Кроме того, тьтор должен быть готов к тому, что ребёнку понадобится и физическое сопровождение – помощь в передвижении, одевании, приёме пищи, гигиенических процедурах. Автору удалось посетить КГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Красноярска и познакомиться с деятельностью тьюторов; часто ими являются родители «особых детей», они осуществляют их физическое сопровождение, а также активно ведут поиск интересов детей в сфере дополнительного образования – посещают кружки, студии и т. п.; тьюторы вместе с детьми осваивают новые для них умения и навыки (например, в студии художественной керамики), чтобы понять, что именно заинтересует их ребёнка, окажется полезным для его развития.
Что же даёт тьюторское сопровождение ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и что делает эту педагогическую деятельность эффективной? С. В.Шандыбо видит потенциал тьюторства в егоразноплановости и выделяет (вслед за Т. М. Ковалёвой и С. В. Алещенко) 3 вектора деятельности тьютора: «Социальный вектор - работа с различными образовательными учреждениями, выбор ресурса для развития конкретного ученика с использованием возможностей инфраструктуры различных других (не тех, где находится ребенок) образовательных учреждений. Ребёнок узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, клубы, тренинги, семинары и т.д.), где он может чему-либо научиться в рамках реализации собственной образовательной программы.
Культурно-предметный вектор - работа по предмету выбранной образовательной области. Предполагает тесное сотрудничество с педагогом-предметником для продвижения в выбранной области, консультирования специалистами, экспертной оценки. При этом происходит освоение ребёнком в совместной деятельности определённой культурной традиции. Антропологический вектор - формирование определённых личностных качеств. Ребёнок должен понимать, какие именно требования к нему предъявляются образовательной программой, на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать.
Таким образом, тьюторское сопровождение позволяет ребенку увидеть собственное образовательное пространство как открытое и начать использовать весь потенциал открытого образования для построения собственной образовательной траектории». [9]
В практике тьюторской деятельности возникают и различные трудности.
О. Л. Беляеова выделяет трудности, общие для большинства педагогических работников:
- вхождение в профессию;
- недостаточное методическое обеспечение профессиональной деятельности;
- отвлечение специалиста на работу с большим количеством документации;
- формализм в оценке результатов деятельности специалиста и др.
- внутренние (личностные) причины профессиональных затруднений,
и трудности специфические:
- проектирования своей деятельности;
- трудности, связанные с отсутствием на рабочем месте необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса;
- трудности организации рефлексивной деятельности;
- трудности контроля и диагностики образовательной деятельности обучающихся;
- трудности мотивации обучающихся.
Основную трудность реализации технологии тьторского сопровождения на практике для педагогического коллектива в целом О. Л. Белякева видит в определении должностных обязанностей тьютора. [1] Путь её преодоления -утверждение должностной инструкции тьютора в соответствии с квалификационными характеристиками (как уже отмечалось выше).
Практика успешного тьюторского сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии описана в пособиях:
1.Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях/ Сост. И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.; 2011. – 56 с. Описанный авторами опыт тьюторского сопровождения детей с отграниченными возможностями здоровья в разных регионах России – Москве, Архангельске, Бердске, Самарской области. Авторы видят успех тьюторской деятельности в детальной разработке методов и методик тьюторского сопровождения, обмене положительным опытом; тьютор – пример толерантности, образец продуктивного взаимодействия с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности, источник информации по вопросам инклюзивного образования для других педагогов, родителей.
2. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений/ Сост. С. В. Алещенко. – Томск, 2014 – 42 с. Автор пособия подробно описывает отличительные особенности, приёмы тьторского сопровождения детей с различными проблемами развития; так, сопровождая ребёнка с нарушениями слуха, тьютор акцентирует внимание на развитии его речи (если оно возможно), консультируя учителей и одноклассников подопечного, тьютор обращает их внимание на важность зрительного контакта – учитель должен разрешать ученикам поворачиваться к однокласснику, чтобы он мог воспринять их речь; сопровождая ребёнка с нарушениями зрения, тьютор следит за соблюдением норм непрерывной зрительной нагрузки (если ребёнок слабовидящий), организует учебное место ребёнка ближе к естественному источнику освещения и т. д.
Автор особо отмечает готовность тьютора тактично ответить на вопросы одноклассников подопечного о причинах его особенностей и т. д.
2. 3. Опыт использования приёмов тьюторского сопровождения сверстников в условиях инклюзии в системе дополнительного образования.
Дошкольники и школьники с ограниченными возможностями здоровья – одна из возможных социальных групп, в которые ребёнок попадает не по своей воле, и принадлежность к которой он демонстрирует, в отличие от принадлежности к другим социальным группам, нечасто. За 10 лет общения с детьми с ОВЗ никто из них не сказал «Я – инвалид», «Я слабовидящий» и т. д. Вместе с тем, постоянная опека, стремление окружающих оказать помощь, превращающееся в угождение и обслуживание, воспитывают у детей с ОВЗ черты иждивенчества, часто иждивенчества агрессивного («Вы должны…», «Я не должен…»). Нормально развивающиеся сверстники часто не принимают такого ребёнка в свои социальные группы, иногда отвергают его, что отрицательно влияет и на их социализацию, особенно – на их нравственное развитие. Ведь человек, который не принимает другого человека только потому, что он – другой, не похожий на него, - человек, который редко проявляет альтруизм, сострадание.
Знакомство с опытом организации клуба общения «Ультрамарин» (г. Москва), который посещают участники 7 – 18 лет, у которых, кроме различий в физических возможностях и особенностях психического развития, ещё очень много различий – значительно больше, чем у одноклассников в школе [10] убеждает в том, что сфера дополнительного образования, досуговой деятельности – возможно, лучшая область для старта инклюзии, для накопления опыта практического тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.В учреждениях дополнительного образования обучающиеся с различными возможностями здоровья, в т. ч. с ОВЗ, оказываются в одной учебной группе значительно чаще, чем в общеобразовательных учреждениях, ведь для посещения учреждений дополнительного образования не требуется заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и т. д. Тем не менее, ОВЗ некоторых обучающихся весьма явны (двигательные нарушения, отставание в умственном развитии и т. п.). Ситуации непонимания, неприятия сверстниками в детском объединении очень болезненны для всех их участников, ведь каждый из них приходит сюда, чтобы обрести друзей, чтобы общаться с единомышленниками. Как показать всем обучающимся, что все они – разные, все умеют что-то делать хорошо, а чему-то каждому из них надо учиться, что научиться чему-то быстрее всего они могут в общении друг с другом? Как воспитать в них гибкость в общении, терпение, щедрость, инициативность? Одной из возможных форм воспитания подобных качеств личности, реализуемой в МБОУДОД «Детская эколого-биологическая станция» (г. Дивногорск, Красноярский край), является мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству, где и наставники (тьюторы), и ученики – дети, как с ОВЗ, так и без каких-либо выраженных проблем со здоровьем (должность тьютора не предусмотрена штатным расписание образовательного учреждения и его функции выполняет педагог дополнительного образования; опыт передачи части таких функций обучающимся весьма полезен всем участникам деятельности).
Деятельность по проведению мастер-класса включает 4 этапа и представляет собой образовательный детско-взрослый проект:
Таблица 1.
Этап Деятельность Форма фиксации результата
Ориентировочный Дети под руководством педагога изучают разные техники декоративно-прикладного творчества, доступные каждому из них, выбирают одну из изученных техник декоративно-прикладного творчества, овладевают ею до уровня появления собственных приёмов, творческих идей и проводят мастер-класс в своём детском объединении. Виртуальный мастер-класс в форме электронной презентации.
Подготовительный Дети под руководством педагога составляют смету расходов по проведению мастер-класса с группой детей, приобретают и/или самостоятельно заготавливают необходимые инструменты, материалы (например, природные материалы), распределяют роли в проведении мастер-класса (наставник (тьютор), помощник наставника, фотограф и т. п.). Репетируют мастер-класс в своём детском объединении (очень полезны репетиции, в ходе которых педагог играет роль ученика, не всегда понятливого и даже непослушного; ребёнок – наставник, сумевший преодолеть трудности обучения взрослого, становится лучшим наставником для сверстников). Шкатулка для рукоделия (одна или несколько), уложенные для проведения мастер-класса.
Реализационный Дети под руководством педагога проводят мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству (с использованием созданного ими виртуального мастер-класса) с незнакомой группой детей, например, в детской библиотеке или центре социального обслуживания населения. Выставка детских творческих работ, фотовыставка – отчёт о мастер-классе.
Итоговый В завершение мастер-класса педагог обсуждает с детьми, что в ходе мастер-класса особенно удалось, выясняет, чему ещё они хотели бы научиться сами и/ или научить других. В ходе коллективного обсуждения мастер-класса не следует фиксировать внимание детей на их неудачах, ошибках, их педагог обсуждает с каждым ребёнком индивидуально. План мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству (на месяц, учебную четверть, год).
В ходе подготовки и проведения любого мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству дети выполняют задания педагога, которые развивают их восприятие, внимание, память, воображение и одновременно воспитывают любознательность, терпение и целеустремлённость, доброжелательность по отношению к окружающим. Вот примеры таких развивающих и воспитывающих заданий, которые предлагаются детям , в процессе подготовки и проведения мастер-класса «Природа и фантазия» по декорированию использованных стеклянных бутылок природными материалами в технике аппликации на пластилине:
Таблица 2.
Этап Задание Развивающий и воспитательный результат
Ориентировочный Педагог предлагает каждому из детей – будущих наставников (тьюторов) декорировать стеклянную бутылку природными материалами в технике аппликации на пластилине. Каждый из детей должен выбрать один из предложенных педагогом природных материалов - бобы фасоли, кофейные зёрна, скорлупу грецких орехов и т. д. После того, как каждый ребёнок выбрал свой природный материал, осмотрел его, подержал в руках, педагог даёт детям чашку, в которой смешаны все природные материалы; дети должны выбрать из неё свои материалы. Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, воспитание внимательного отношения к потребностям других людей, стремления к взаимопомощи.
Подготовительный Укладывая шкатулку для рукоделия перед проведением мастер-класса, педагог раскладывает на столе не только необходимые инструменты и материалы, но и лишние предметы (так, вместе со стеками для пластилина педагог кладёт ножницы, вместе с мелкими ракушками – крупные ракушки, непригодные для аппликации. Дети по заданию педагога укладывают шкатулку для рукоделия, выбирая только то, что необходимо для мастер-класса.
Можно добавить к знакомым природным материалам и те, которые раньше не использовались, но пригодны для аппликации на пластилине. У детей сразу возникают идеи по их применению. Развитие внимания, памяти, воображения, воспитание аккуратности, инициативности.
Реализационный По окончании мастер-класса педагог даёт парам наставников и учеников задание – изготовить этикетки для лучших своих работ по (по образцу или самостоятельно, с указанием названия работы и имён и фамилий авторов – наставника и ученика). Развитие связной речи, воображения, художественного вкуса, воспитание умения действовать в новой ситуации, достигать компромиссов.
Итоговый Обсуждение мастер-класса, проходящее за чашкой чая, всегда запоминается его участникам. Кроме того, что стол для чаепития накрывают сами дети, можно активизировать их общение ещё и таким заданием: педагог заваривает каждому из них свой чай – с лимоном, мятой и т. д. (педагогу необходимо знать, нет ли у кого-то из детей непереносимости каких-либо продуктов); дети должны определить, каким чаем их угостили. Затем каждый ребёнок может самостоятельно приготовить такой же чай, например, своему соседу. Развитие вкусового восприятия, внимания, воспитание доброжелательного отношения к окружающим; формирование навыков поведения за столом.
Из всего вышеизложенного видно, что в такой деятельности педагог дополнительного образования является для всех детей главным тьтором, «тьюторомтьюторов», и, конечно, он ответствен за успех деятельности. Во время подготовки к проведению мастер-класса важно обсудить с будущими наставниками (тьюторами), как поступить с готовыми поделками: ведь наставники – дети, они, как и их ученики, хотят взять своё изделие с собой, поставить его в своей комнате или кому-нибудь подарить. Следует объяснить им, что поделка, изготовленная вместе с кем-то, принадлежит и ему тоже, и щедрый наставник, конечно, позволит ученику взять её себе, а чтобы никто не ушёл с мастер-класса без подарка, надо прилежно трудиться и создать несколько поделок.
Обязательным условием проведения мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству с целью объединения и социализации дошкольников и школьников с разными возможностями здоровья является возможность для каждого из них пробовать разные роли от мастер-класса к мастер-классу – каждый из них становится то наставником, то фотографом, то присоединяется к группе учеников, а потом проводит свой мастер-класс для другой группы детей. Конечно, педагог играет роль организатора деятельности, но и здесь появляются помощники – дети, которые приглашают на мастер-классы своих родных, соседей, одноклассников, друзей, пишут статьи о мастер-классах в городские газеты. Так каждый ребёнок вступает в разнообразные, интересные и, главное, конструктивные взаимоотношения с обществом, становясь его частью. Возможно, в будущем кто-то из них выберет профессию тьютора в качестве своего жизненного пути!
3. Заключение
Итак, изучение 10 источников информации и собственный профессиональный опыт автора позволяют сделать следующие выводы исследования:
1. Современная российская практика тьторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии сегодня несколько опережает нормативную базу тьюторства в сфере инклюзивного образования.
2. В Росси существуют центры развития тьюторства – г. Москва и Санкт-Петербург, Пятигорск, Томск, Новосибирск и др., где практика тьюторского сопровождения сочетается с его теоретическим обобщением, созданием нормативной базы и научно-методическим сопровождением педагогов, работающих в условиях инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Основными аспектами практического осуществления тьторской деятельности в условиях инклюзии являются создание её нормативно-правовой базы, методического обеспечения (в котором участвует и сам тьютор), планирования и поэтапного осуществления сопровождения, вариативности форм и приёмов сопровождения в соответствии с характером особых потребностей подопечного.
4. В практике тьторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии в разных образовательных учреждениях существуют общие черты – поэтапностьтьюторского сопровождения, его направленность на индивидуализацию образовательного процесса, многовекторность (сопровождение направлено на инклюзию подопечного в разные сферы жизни), оказание консультативной помощи другим участникам образовательного процесса.
5. Практика тьторского сопровождения в некоторых учреждениях показывает, что часто тьюторами становятся родители детей с ограниченными возможностями здоровья; им целесообразно получить соответствующее профессиональное образование (пройти переподготовку).
6. Одной из сфер успешного тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии (и сферой успешной инклюзии в целом) является дополнительное образование, а продуктивным дополнением к практике педагогического тьюторства здесь становится тьюторство над сверстниками или младшими детьми.
4. Список использованных источников информации
1. Беляева О. Л. Организационно-методические трудности построения процесса тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях образовательной организации: sksh5.narod.ru.
2.Диденко Л. А., Абдулкин В. В., Бельская К. В. «Условия развития образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае»: edu-open.ru›Default.aspx?tabid=341.
3. Ковалева Т.М Основы тьюторского сопровождения в общев образовании/Т. М. Ковалева.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 54 с.
4. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях/ Сост. И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.; 2011. – 56 с.
5. Пилипчевская Н. В. «Основные тенденции развития практик тьюторства в современном образовании»: sksh5.narod.ru.
6. Семинар по теме; «Технологии тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях коррекционной школы: ресурсы тьюторского сопровождения при работе с семьей и детьми с особыми нуждами»: kspu.ru›page-12146.html.
7. Семинар по тьторству: krao.ru›ns2-item.php?id=4859.
8. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений/ Сост. С. В. Алещенко. – Томск, 2014 – 42 с.
9. Шандыбо С. В. Тьюторство как условие обеспечения качества образования особых детей: sksh5.narod.ru..
10. Юдин М. Г. Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа: PsyJournals.ru›О Сборнике›Содержание›44073_full.shtml.
Приложение.
Возможные варианты инклюзивного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Рис. 1.