Методическая разработка мастер – класс Полноценное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №103»
Методическая разработка мастер – класс
Полноценное развитие детей на основе игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Подготовил
воспитатель высшей категории
Нагаева Екатерина Минежановна
Каменск-Уральский 2016
Тема: Полноценное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора 
«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы:
Игровой (дидактические игры).
Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат:
Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
групповая;
подгрупповая.
Содержание:
I часть теоретическая
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Описание и технические характеристики:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках,
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Цель игры: познакомить детей с различными фигурами, разными видами треугольников;
показать детям разные цвета и симметричные формы;
способствовать развитию мышления и воображения;
научить детей строить сложные фигуры используя простые формы.
Модуль 8 «Палочки»
Цель: научить детей сравнивать длину различных линий;
познакомить детей с соотношениями между линиями и плоскостями;
показать детям из чего состоит плоскость.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Цель: познакомить детей с кругами и полукругами, линиями и дугами;
научить детей создавать структуры с помощью дуг;
познакомить детей с понятием «симметрия»;
способствовать развитию детского воображения и творческих способностей.
Модуль 10 «Фишки»
Цель: познакомить детей с отношениями между точками, линиями и плоскостями;
способствовать развитию зрительно-моторной координации;
способствовать развитию детского воображения и детского творчества;
способствовать эстетическому развитию детей.
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Цель: познакомить детей с разными формами и цветами;
научить детей классифицировать по цвету и форме;
способствовать развитию мелкой моторики;
познакомить детей со свойствами шара.
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Цель: способствовать развитию зрительно-моторной координации;
способствовать развитию мышления и воображения;
распознание цветов.
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы применяем игры по следующим направлениям:
социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
–непосредственное общение с каждым ребенком;
–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
II часть практическая
Педагогам предлагается сделать физминутку с опорой на схему с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Мозговой штурм «Угадай сказку»
Педагоги делятся на малые группы по определенному признаку-фишкам, выбирают на выбор карту-схему по составлению сюжета сказки. Составляют сюжет сказки и предлагают другим группам угадать сказку. (схемы-подсказки слайд №)
III часть заключительная
Коллегам предлагается заполнить «Синквейн»:1 слово – существительное, выражающее главную тему; 2 – прилагательные, выражающие главную мысль; 3 – глаголы, описывающие действия в теме; 4 – фраза, несущая определенный смысл; 5 – заключение, ассоциация к теме.
«Обратная связь» Присутствующие проводят анализ мероприятия. Строится башня - по количеству преобладающих кубиков определяется оценка: зеленые-педагоги удовлетворены проведенным мероприятием, желтые – непонятна значимость данной технологии, есть нераскрытые вопросы.
Список использованной литературы
Ширшина Н.В.  Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества