Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе
Использование информационных компьютерных технологий
для повышения эффективности уроков в начальной школе
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителем новыми различными методами и формами преподавания.
Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. В настоящее время применение ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой в обучении младших школьников (Microsoft Office PowerPoint, ActivInspire-1.3 (E), Hyper Test, компьютерная программа «Страна Фантазия»).
Использование интерактивных технологий помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более увлекательным, запоминающимся. Позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного к деятельному подходу в обучении, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть включены в любой этап урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
Уроки литературного чтения с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра.
На этапе проверки домашнего задания, закрепления и повторения пройденного материала очень эффективны тесты, позволяющие за короткое время получать объективную картину уровня усвоения знаний учащимися и своевременно его скорректировать.
При ознакомлении с творчеством писателей нами используются Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.
Одним из интересных видов работы является составление пазлов и кластеров, что способствует развитию наглядно-образного мышления, служит стимулом к чтению книг.
При подготовке к восприятию произведения и определения темы урока применяется ряд дифференцированных заданий: составление или восстановление логических цепочек, разгадывание загадок, ребусов.
При анализе художественного текста (поэтического, прозаического), эпизодов произведения учащиеся могут использовать возможности компьютера: выделять тему, находить, подчёркивать и обозначать рисунками-символами важное и главное в тексте - литературные приёмы, признаки явлений и предметов, графические схемы и т.д.
На этапе закрепления можно проследить за уровнем усвоения изученного материала в процессе самостоятельной деятельности учащихся, предлагается выполнить задания творческого характера, например: криптограмма, составление портретной характеристики героев, восстановление деформированного текста, картинный план, восстановить события произведения, последовательно используя пункты плана, графический диктант (компьютерная программа «Страна Фантазия»).
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Нами разработаны мультимедийные презентации, флипчарты которые с успехом используются на уроках как ознакомления с новым материалом, закрепления и обобщения, так и на интегрированных уроках, контроле ЗУН.
На уроках обучения грамоте в 1 классе. Используются пазлы, головоломки, различные видео-ролики о звуках и буквах, тренировочное средство «Линейка» служит для стимуляции ускорения чтения. На этапе закрепления гласных и согласных звуков используются картинки домиков, которые являются контейнерами. За изображениями находятся буквы, которые нужно разместить по назначению.
При изучении слов с трудным написанием поддерживается эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, познавательный интерес. Применение флипчартов позволяет избежать процесса монотонности усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и повышает мотивацию учащихся. Для этого используются ребусы, криптограммы, стихотворения.
Применение информационных технологий на разных этапах урока математики также себя хорошо себя зарекомендовали:
Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы.
Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.
Использование флипчартов на всех этапах урока способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, повышает учебную мотивацию, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление).
Внедряя данные направления работы, наблюдается рост качества знаний учащихся по сравнению с прошлым учебным годом:
1247140189865 Качество знаний Объем выполняемой работы
Для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Систематическое применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
реализовывать принцип наглядности в обучении;
повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
достичь индивидуализации обучения;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
расширить возможность самостоятельной и исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Литература:
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it- n.ru/communities. aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
Сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/)