Консультация для родителей и педагогов «Методы и приемы развития психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»


Консультация для родителей и педагогов
«Методы и приемы развития психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

г. Шарыпово, 2017
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Эти изменения предполагают большую нагрузку на организм ребенка, как умственную, так и физическую. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения в школе заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение.
Чаще всего, под психологической готовностью к школе понимается 4 аспекта:
Интеллектуальная готовность;
Личностная готовность;
Эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности);
Социально-психологическая готовность.
Под интеллектуальной готовностью понимают: восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также, развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Эмоционально-волевая готовность, в основном, понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры важен для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, для его скорейшей адаптации к новым условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений. Однако, особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Отечественные психологи включают произвольность в число параметров, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Так, по мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего, надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения – как ребёнок играет, подчиняется ли он правилу, берёт ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак готовности к школе.
Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Ребёнок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и не усвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания.
К социально-психологической готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Личностная готовность, понимается как определенный уровень развития мотивации ребенка, включающий познавательные мотивы учения, интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе является мотивация. Выделены две группы мотивов учения:
Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью (познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями).
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Обсуждая проблему готовности к школе, ученые на первое место ставят сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, выделяют следующие параметры:
Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
Умение ориентироваться на заданную систему требований;
Умение внимательно слушать говорящего, и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
Также, при характеристике психологической готовности детей к школе, большое внимание уделяется роли общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых, определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными компонентами учебной деятельности. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Речевая готовность детей к обучению и учению проявляется, прежде всего, в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течении старшего дошкольного возраста, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.

Методы, способствующие развитию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.  Чтобы ваши усилия были эффективными: 1) Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!  2) Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.  3) Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.  4) Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.  5) В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6) Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.  7) Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.  8) Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.  Развитие интеллектуальной готовности
Игры, развивающие мышление
«Исключение предметов – 4 лишний:
Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно назвать обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».

«Составь рассказ»:
Перед ребенком раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Необходимо установить правильную последовательность картинок, составить по ним рассказ и дать ему название.
Например, можно предложить ребенку серию последовательных картинок «Пловец»:



Игры, развивающие внимание и память
«Что изменилось?»
На столе ставятся несколько небольших игрушек. Ребенку предлагается запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем, ребенок отворачивается, а взрослый меняет местами несколько игрушек и предлагает отгадать, что изменилось на столе.


Игры и задания, развивающие мелкую моторику, саморегуляцию поведения:
Выполнение графических диктантов:

Выполнение кинезиологических упражнений (это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
«Кулак-ребро-ладонь»
 Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.
«Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.
Личностная готовность (мотивационная сфера)
Существует два вида интереса – позитивный и негативный. Позитивный интерес основан на собственном желании узнать, понять, освоить. Тогда информация запоминается быстро, легко и без напряжения. Ребёнок включается в деятельность только тогда, когда ему ясен «личностный смысл» задания. Если родители будут знать психовозрастные потребности ребенка, то смогут их использовать для стимулирования обучения и познания.
Если интерес негативный, вызван только внешним давлением, то ребенок воспринимает лишь малую долю информации, которую ему дают. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам выбрал себе занятие по душе. Или, по крайней мере, нашёл для себя положительные стороны в получении навязываемых знаний. Самое главное правило мотивации: делай то, что хочешь делать. Иначе на занятия нелюбимым делом может уйти много психической энергии. Хотя, конечно, и в этом случае можно добиться результатов, но расплата за достижения может оказаться высокой: хроническая усталость, апатия, безрадостность.
Формируя мотивацию ребёнка, не заостряйте внимание на возможных негативных моментах («если не будешь учиться, то будешь работать дворником» и так далее). Во-первых, дети живут в настоящем, не строят планов на будущее, поэтому подобные заверения ребёнку просто не понятны. Во-вторых, такие убеждения создают негативный мотивационный фон: избегание неудачи, страх, тревогу, негативный образ школы, спортивной секции, ожидание сложностей. Формируйте у ребёнка адекватное представление о реальности, в которой есть успехи и поражения, сотрудничество и конкуренция. Потому что приукрашенная реальность, как и описываемая в мрачных тонах, может вызвать трудности в адаптации к социальной жизни.
Иногда ребёнок не хочет заниматься просто потому, что одному ему скучно. Составьте ему компанию сами или позовите его друзей. В компании занятия проходят интереснее.
Хвалите усилия ребёнка. Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. Вместо того чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
Говорите с ребёнком о его радостях и трудностях, поддерживайте его на пути. Важно, чтобы ребёнок знал, что даже если он не достигнет результата, вы всё равно будете любить его и верить в него. Что неудачи в одном из направлений не переносятся на другие. Что игра не сводится к победам и поражениям, и что часто лучшая награда – удовольствие от игры.
«Горка спичек»
Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) .
«5 спичек»
Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.
«Наоборот»
Взрослый показывает различные движения – руки вверх, вправо и т. д., а ребенок изображает движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и так далее).
Заключение
6-7 летний ребенок в познавательном плане достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, речи – в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
В вопросе о психологической готовности ребенка к школе, однозначного решения о слагающих ее компонентах пока нет. Но все ведущие специалисты считают, что ориентироваться нужно на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.
У детей этого возраста еще не развились ни произвольная память, ни произвольное внимание, но произвольность уже зародилась. И она, при выполнении ребенком с помощью учителя требований учебной деятельности, постепенно приведет к развитию и произвольной памяти, и произвольного внимания, и умения произвольно вести наблюдение.
«Педагогика – писал Л. С. Выготский, – должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения только те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Педагог-психолог
МБДОУ №5 «Дельфин»
Зелинская Н.Р.