Коммуникативный тренинг компетентности педагогов Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов
Сахнюк Н. В. педагог-психолог
МБОУ Ильинский УВК


«Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»






Цель: активировать форму повышения квалификации педагогов.
В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность и общую культуру педагогических работников в условиях реализации ФГОС

Оборудование: плакат «Прогноз погоды», цветные стикеры в форме тучек и солнышек (по количеству участников), листы бумаги А-4, фломастеры, ватманы для записи информации; плакат с правилами, переносная доска, воздушные шары, клей, клубок ниток
Ход занятия:

Педагог-психолог: Добрый день уважаемые коллеги. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Приветствие «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Упражнение «Прогноз погоды»Участники семинара на стикерах в форме тучек пишут свои ожидания от занятия, («Для чего мы рассматриваем тему данную тему? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?») озвучивают их и прикрепляют на плакате «Прогноз погоды».
Правила Цель: создание рабочей и доброжелательной атмосферы во время работы. - Для эффективной работы на тренинге, т.е. для достижения поставленной цели, задач и создания творческой атмосферы, необходимо придерживаться правил работы. Наши правила сегодня зашифрованы в пословицы. Попробуйте их расшифровать.
Век живи, век учись. (Стремись узнать новое).
Как тут говорить, когда и рот не дают открыть. (Не перебивать),
Нужно знать, что и где сказать. (Не отклоняйся от темы).
Не допекай другим, а то найдутся и такие, что и тебе допекут. (Не критикуй).
Расскажи другу – пойдет по кругу. (Правило конфиденциальности).


Упражнение «Гусеница»
Цель: преодоление межличностных барьеров в общении и деятельности, формирование навыков социального взаимодействия.
Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.
Упражнение «ФГОС»
Цель: выявить представление участников тренинга о понятии «ФГОС»
ФГОС Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Давайте постараемся придумать для пугающей аббревиатуры ФГОС новые трактовки. Они могут отражать суть,  заложенную изначально и могут быть совершенно отвлеченными и желательно смешными. 
Примеры: Ф - фракция 
Г - граждан 
О - обременённых
С - славой, 
Фундаментальные грани ослепительного счастья,  Федерация горных особых стрелков и т.п.

Информационное сообщение С 2014/2015 учебного года школы Красноперекопского района начали работу по переходу на обучение по новым федеральным образовательным стандартам. В нашей школе создаются условия для перехода на ФГОС.   Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
   ФГОС утверждён приказом министерства образования и науки РФ.
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?  Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального, основного общего образования (ООП ДОО, НОО, ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»   Какие требования выдвигает новый ФГОС?      Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; требования к структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Какой подход лежит в основе ФГОС? В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психологической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.



 Упражнение  Синквейн

Для понимания, обобщения знаний в четкое представление хорошо работает  прием написания синквейна.   Это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.   Давайте подумаем, что мы знаем о федеральных государственных образовательных стандартах и попробуем на эту тему  создать синквейн. Коротко напомню правила. 
 1 строчка - тема, 
2 строчка - 2 прилагательных, которые, по вашему мнению, подходят к теме существительного, 
3 строчка - 3 глагола по теме, 
4 строчка - осмысленная фраза на данную тему, ваше отношение к ней, 
5 строчка- резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание), можно ассоциацию. 
Пример: ФГОС 
 Государственные, инновационные 
Развивать, подготавливать, сопровождать 
Развитие метапредметное и личностное 
 Соцзаказ   
(мой синквейн: Стандарт
Новый, неизученный
Изучить, понять, применить
Введение Стандартов необходимо
Реализация)

Упражнение «Паутинка»  
Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально. Это упражнение поможет взглянуть на себя глазами другого.
Условие: быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее. Все становятся  в круг. Ведущий бросает клубок, смотрит на человека, обращается к нему по имени и говорит о том, что ему нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д.
Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие.             
Рефлексия.
Ведущий. Оправдались ли ваши ожидания?
(Участники семинара записывают свои впечатления от занятия на «солнышках». Прогноз погоды меняется: вместо тучек появляются солнышки, которые свидетельствуют об эффективности работы, благоприятном психологическом климате и общении всех участников учебно-воспитательного процесса).
Релаксация « Я – солнце»
Ведущий. К сожалению, наше занятие подошло к концу. Так что несите свое солнышко в свои дома, семьи! Дарите эти лучики вашим детям!

В итоге я хотела бы еще раз подчеркнуть приоритетность взаимодействия  психолога и педагога в условиях реализации ФГОС. Педагоги, должны участвовать в   процессе сопровождения вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности.   В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.  
 Я желаю Вам в этом успехов!    
«Формула успеха»
                      У- уверенность
                      С- стремление
                      П- победа
                      Е- единство
                      Х- хорошая учеба
В завершении тренинга педагогам предлагаются памятки, буклеты.