Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»


Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в нашем МАДОУ осуществляется работа по программе «Ступеньки мастерства».
Программа рассчитана на 2 года. Реализация программы начинается с первого месяца работы молодого специалиста. В месяц – одно мероприятие. Длительность – 1 час.
В программе предусмотрены планы работы опытных наставников-педагогов с молодыми специалистами на 2 года, а также, план работы педагога-психолога.
Адаптация молодого специалиста - это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, педагогических навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новую для него социальную среду. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, уметь управлять эмоциями, проявлять определенный уровень активности в деятельности по преодолению адаптационных трудностей.
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, нормам поведения, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Для успешного завершения данного процесса, с молодыми специалистами целесообразно проводить социально-психологические тренинги. И прежде всего - тренинги уверенности в себе. Опыт показывает, что тренинги снимают эмоциональную напряженность, существенно сплачивают молодых сотрудников, дают возможность обсуждать социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются в коллективе и при общении с родителями, формируют чувство уверенности в себе.
В ходе социально-психологических тренингов прививается определенный иммунитет к негативным явлениям, закладываются основы для личностного роста педагога.
Другой формой работы с молодыми специалистами является психологическое консультирование. Это индивидуальные консультации, памятки, рекомендации, презентации, мастер-классы, семинары-практикумы.
Основные направления педагога-психолога с молодым специалистом – повышение уровня психологической компетентности при работе с детьми, с родителями, с коллегами, а также, профилактика симптома эмоционального выгорания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ И СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
№ п/пВид деятельности Тема Длительность Сроки проведения
1 Семинар-практикум Психологические особенности детей дошкольного возраста 2 часа Сентябрь
2 Консультация Характеристики возраста детей-дошкольников 1 час Сентябрь
3 Консультация Общение с ребенком – тренинг взаимодействия 1,5 часа Октябрь
4 Тренинг (занятие 1) Общение с ребенком – «Обратная связь» 1,5-2 часа Октябрь
5 Тренинг (занятие 2) Общение с ребенком – «Обратная связь (продолжение)» 1,5-2 часа Ноябрь
6 Тренинг (занятие 3) Общение с ребенком – «Активное слушание» 1,5-2 часа Ноябрь
7 Тренинг (занятие 4) Общение с ребенком – «Правила поведения» 1,5-2 часа Ноябрь
8 Семинар-практикум Секреты хорошей дисциплины 2 часа Декабрь
9 Тематический тренинг Наказывая, подумай зачем 2 часа Декабрь
10 Семинар с элементами тренинга Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей 2 часа Январь
11 Консультация Особенные дети 1-1,5 часа Январь
12 Семинар-практикум с элементами тренинга Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции 1,5-2 часа Февраль
13 Семинар-практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада 2 часа Февраль
14 Семинар-практикум Место игры в обучении ребенка-дошкольника 1,5-2 часа Март
15 Семинар-практикум с элементами тренинга Самопрезентация педагога 1,5-2 часа Март
16 Консультация Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста 1,5-2 часаАпрель
17 Семинар-практикум с элементами тренинга Установление позитивных отношений с родителями и детьми 1,5-2 часа Апрель
18 Консультация Формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями 1,5-2 часа Апрель
19 Семинар-практикум Стрессоустойчивость или методы сохранения психосоматического здоровья 1,5-2 часа Май
20 Семинар-практикум с элементами тренинга Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов 1,5-2 часа Май
Основание: Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.: ил.