Презентация Использование развивающих игр в развитии логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
«Использование развивающих игр на развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности» Педагог-психолог:Е.Н.Кривошеева
Логико-математическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом помогают развивающие игры.Игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
В процессе развития логико-математического мышления у детей дошкольного возраста формируются:умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;развивается речь, так как дети высказываются посредством слова.Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Визуальный кодС помощью визуального кода легче запоминаются визуальные образы и их элементы – контуры, формы, геометрические фигуры, цвета и оттенки . Для запоминания чисел больше подходит код на основе зрительных представлений, ассоциируемых с цифрами, например:ноль – круг (или овал)один – столб (кол, обелиск, свеча)два – близнецы (пара ботинок, дуэт)три – треугольник (корона, трехколесный велосипед, трезубец)четыре – квадрат (4 лапы животного, 4 ножки у стула)пять – пятиугольник (растопыренные пальцы руки, морская звезда)шесть – открытый замоксемь – кочерга (коса, семь гномов) восемь – песочные часы, неваляшкадевять – улитка десять – пальцы двух рук
Запоминание чисел - Запоминание чисел методом визуального сходства(запомните число, придумав историю из визуальных образов){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}5 341
Найди спрятанные объекты (отгадай, сколько бабочек, жуков и стрекоз спряталось в хвосте павлина от жары.)
Квадрат ВоскобовичаИгры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
ГеоконтВ народе ее называют "дощечкой с гвоздиками". Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле "Геоконта", в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
Чудо-соты «Чудо-соты»– это простая, но многовариантная игра для изучения геометрических фигур, развития пространственного мышления и воображенияИгра позволяет ребенку наглядно сравнить часть и целое, познакомиться с геометрическими фигурами. Складывание сот также формирует представление о соотношении частей, составном характере предметов и чисел.Из геометрических деталей ребенок складывает разнообразные изображения, развивая таким образом творческое и логическое мышление. Он совершенствует внимание и память, учится анализировать и сравнивать. Ребенок развивает цвето-восприятие, понимание формы. Кроме того, он улучшает мелкую моторику и координацию движений..
«Танграм»Надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. «Танграм» способствует развитию:внимания;понимания цвета, величины и формы,абстрактного и пространственного мышления;воображения;логического мышления;комбинаторных способностей.
ПентаминоПентамино (от др.-греч. πέντα пять, и домино) — полимино из пяти одинаковых квадратов, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.
Счетные палочки КюизенераЗанятия с палочками рассчитаны на детей от 3 до 8 лет.«Палочки Кюизенера» развивают у детей логическое и абстрактное мышление, помогают в обучении счету.Обучение происходит в ходе игровых ситуаций, что дает возможность применять методику в раннем возрасте, не утомляя детей. Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1,2,3,…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания. Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева направо», «левее», «вдоль», «выше, чем….» и др.), понятия «между», «каждый», «одна из…» и др.
Цвет призмыОбозначаемое числоколичествобелая125розовая220голубая316красная412желтая510фиолетовая69черная78бордовая87синяя95оранжевая104
ЗаключениеРазвитое логико-математическое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности, выстроить причинно-следственные связи. Логико-математическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью каждый способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях. Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления можно отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.