Системно-деятельностный подход в школьном и дошкольном образовании с введением ФГОС
Системно-деятельностный подход в школьном и дошкольном образовании с введением ФГОС.
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Так в 2010 году новой информации создано больше, чем за последние сотни лет, а десять наиболее востребованных профессий 2010 года не существовали в 2004 году. Поэтому знания, полученные сегодня, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Образование России переживает период перехода в новое качество, его содержание направлено не на передачу объема знаний, а на формирование способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях, что соответствует новому социальному заказу. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Именно поэтому к числу важнейших приоритетов развития образования в России является обеспечение преемственности между всеми ступенями образования, а особенно переход с дошкольной ступени на школьную. 01.09.2011г. были введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, которые определили в качестве главных результатов предметные, личностные и метапредметные т.е. универсальные учебные действия. Что же такое УУД? Говоря просто, термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Успешное обучение детей в начальной школе возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы в вопросах подготовки детей к школе, которая сегодня, требует нового подхода, с учетом модернизации системы дошкольного и начального школьного образования. Содержание самого предшкольного образования до сих пор трактуется по- разному. Игра как активная деятельность ребенка-дошкольника все же иногда уступает место “обучению на занятиях”, или «дидактизируется», в угоду социальному заказу родителей, которые в свою очередь в большинстве своем имеют низкую психолого-педагогическую компетентность в вопросах подготовки детей к школе. Однако, игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, определены в федеральных государственных требованиях к содержанию и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Принятые документы определяют единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, родителей, учителей начальной школы, в соответствии с которым акцент со знаний, умений и навыков переносится на 3 формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок УУД. Педагогами были изучены виды УУД, прописанные в стандартах и проанализированы те предпосылки, которые мы можем сформировать у детей в старшем дошкольном возрасте. Виды УУД: 1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В дошкольном возрасте это выражается в: - Мотивации к обучению в школе; - Внутренней позиции школьника; - В умении ориентироваться в моральном содержании ситуации (нормы взаимопомощи, моральный выбор) 2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают успешность организации учебной деятельности. В дошкольном возрасте: - фиксирование затруднения в деятельности; - постановка цели; - планирование деятельности; - действия по правилу; - соотнесение своих действий с образцом и др. 3. Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира. Необходимым условием подготовки дошкольников к предстоящей познавательной деятельности в начальной школе является тренировка у них мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, - установление причинно-следственных связей; - формулирование проблемы. 4. Коммуникативные универсальные действия - продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях. - сотрудничество и согласованность усилий в поиске решения поставленной задачи; - умение передавать друг другу информацию по решению задачи в совместной деятельности; - умение «договариваться» в конфликтных ситуациях и не только. Очевидно, что объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества и не дает возможности решить поставленные задачи. А. Дистервег сказал, что «главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее, применять в нестандартных условиях; принимать решения на основе проведенного анализа дает системно-деятельностный подход. За основу мы планируем взять структуру непосредственно-образовательной деятельности «Дидактической системы Л.Г. Петерсон (“Школа 2000…”), которая на дошкольной ступени, в отличии от объяснительно-иллюстративного метода обучения, предлагает детям развивающие ситуации с целью формирования предпосылок УУД на основе реализации именно системно- деятельностного подхода. Каждая система обучения строится на определенных принципах. Хочу предложить вам рассмотреть некоторые, особенно важные принципы системы деятельностного обучения. Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Принцип психологической комфортности – это снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества, где педагог выступает в роли организатора и помощника. Принцип минимакса - детский сад должен предложить каждому ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и не ниже минимального уровня, соответствующего основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания. Все дети индивидуальны, имеют свой уровень развития, и каждый ребёнок развивается своим темпом. Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом. «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Принцип вариативности реализуется через тренировку способностей к осуществлению выбора вариантов; создает условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым уменьшает (или даже снимает) напряжение в ситуации выбора; раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа; обеспечивает возможность выбора каждым ребенком индивидуального темпа и уровня обучения; формирует умение в простейших случаях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», – сказал Дистервег, другими словами – учит учиться. Как научить детей учиться? Как помочь им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее, применять в нестандартных условиях, принимать решения на основе проведенного анализа? Возможность решить поставленные задачи дает системно-деятельностный подход. Суть деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. 5 В зависимости от ступени обучения, дети делают свои открытия более или менее осознанно. В начальной школе на первых порах они имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексивной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт, а затем поэтапно – умение выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определяющих умение учиться. На дошкольной ступени технология деятельностного метода дает воспитателю ключ управления процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому непосредственно образовательная деятельность является системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они работают с игрушками, картинками, мячами... Вся система организации воспитательно-образовательного процесса воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Успешное самостоятельное (под наблюдением и плавной коррекцией воспитателя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности, т.е. учит учиться. Итак, технология деятельностного метода дает возможность решать вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий и их личностного становления с позиций непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения, но и формирует способность к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это и значит умение учиться!!! 2. Технология деятельностного метода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон). Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии деятельностного метода включает в себя шесть последовательных этапов. 1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» 6 2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям. 3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса. 4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер
Системно-деятельностный подход
( консультация для воспитателей детского сада).
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы, Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.
Как указывал В.В.Давыдов, "представление о т.н. деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности". В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. В XIX в. ещё в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию Ф.Фребеля нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Гегель описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Стоит отметить, что в мировой науке отношение к термину "деятельность" неоднозначное. В английском языке слово "activity" означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал ещё А.Н.Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В педагогике в качестве основных ("ведущих") выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции.Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".
Своеобразный "ренессанс" интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие. Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет:
"…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…"
По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. "Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования".
В настоящее время в теории и практике профессионального образования популярна идея оптимизации и структурирования содержания обучения на деятельностно-модульной основе, обеспечивающей возможность гибкого изменения, вариативности программ. В модульном обучении, по мнению С.Я.Батышева, можно выделить два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный. В рамках системно-деятельностного подхода разработан ряд концепций подготовки специалистов (например, концепция профессионального обучения "Модули трудовых навыков", или "МТН-концепция", разработанная МОТ). В основе всех упомянутых концепций лежит деятельностный подход, с позиций которого процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного учебного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности в соответствии с содержанием модульной образовательной программы.
В отношении профессионального образования вполне можно повторить слова, сказанные об общем образовании: "Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения".
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Деятельностный подход в образовательной деятельности
с дошкольниками.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.
Современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Понятие деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д.Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через « ворота детской игры».
Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Деятельностный подход - это:
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников:
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
Коллекции.
Специфическими формами деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям являются:
• Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,
• Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,
• Для ребенка с 3 до 7 лет - изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, самообслуживание и элементарно-бытовой труд, двигательная, игровая( сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др. виды игр., познавательно-исследовательская деятельность ( ФГОС.)
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:
- творческая активность,
-инициативность,
-уверенность в себе,
- доверие и уважение к окружающим,
- произвольность,
- умственные и познавательные способности и пр.
Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
Деятельностный подход к образованию предполагает:
- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
- наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),
- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.
Воспитание и образование - это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой. Такую возможность предоставляет деятельностный подход в образовании дошкольников.
Суть действенного подхода в образовании:
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я пойму».
Структура деятельности:
Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ HYPERLINK "http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/12/24/deyatelnostnyy-podkhod-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti" \l "ftnt6" [6]Деятельность всегда предметна и мотивирована — непредметной, немотивированной деятельности как активного целенаправленного процесса не существует. И если предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность.
Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целеположенностъ или целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в нее, есть ее интегрирующее и направляющее начало. Цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств. Цель деятельности связана и с ее мотивами.
Рефлексия - анализ субъекта собственных переживаний, выяснение характера своего «Я» и т.д. Каждый акт рефлексии — это акт осмысления, понимания.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности:
Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу)- Проектирование решений проблемной ситуации- Выполнение действий (заданий)- Анализ результатов деятельности- Подведение итогов
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.