Научно — методическое сопровождение формирования и развития информационно — комуникационной компетентности педагогов
Донецкая общеобразовательная школа № 86
Заместитель директора школы по УВР Руденко О.П.
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
… Управление в школе начинается с работы
с человеком и, прежде всего, с учителем
и заканчивается работой с кадрами, повышением
их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю.А.Конаржевский За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Учитель, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Если 2-3 года назад первоочередной задачей была всеобщая ликвидация компьютерной грамотности среди педагогов, то сегодня одним из наиболее актуальных направлений информатизации является обучение кадрового состава эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на качественно новом уровне, т.е. усовершенствование информационно – коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентность).
Под информационно-коммуникационной компетентностью учителя Е.К. Хеннер и А.П. Шестаков понимают «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а так же способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий».
В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время, достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, на наш взгляд, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка.
Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета. В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса.
Усовершенствование ИКТ – компетентности педагогов в нашей школе было условно разбито на три этапа:
І этап. Определение уровня ИКТ – компетентности педагогов с помощью диагностирования, индивидуального собеседования, изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования, систематизации и анализа выявленных проблем.
ІІ этап. Изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов.
ІІІ этап. Освоение способов и приемов использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
В результате анализа результатов анкетирования и собеседования были выделены три группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней ИКТ - компетентности и мотивации применения данных технологий в учебно – воспитательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере — базовый, мотивация — отсутствует) 16 % — если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ.
Группа 2 (уровень работы на компьютере — базовый, мотивация — низкая) 48 % — технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.).
Группа 3 (уровень работы на компьютере — базовый, мотивация — высокая) 36 % — существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ - компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
В практике работы школ существуют разные формы работы с педагогами по повышению ИКТ – компетентности. В нашей школе используются следующие формы работы:
недели педагогического мастерства
мастер – классы
педагогические мастерские и наставничество
дни информации
обучающие семинары
тематические семинары.
Представление передового опыта — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в школе организуются недели педагогического мастерства, в рамках которых учителя группы 3 проводят открытые уроки. Учитель может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с учителем во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию педагога, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма мало продуктивны в "автономном режиме". Поэтому нужно постоянное взаимодействие "обучающихся" педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
На Днях информации учителям - предметникам даются обзоры методической и учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, ресурсов Интернет. Демонстрируются фрагменты учебно-методических комплексов с рекомендациями по их использованию, проводится знакомство с интерактивными программами. Учителям выдаются аннотированные списки литературы, каталоги компьютерных программ, перечень ресурсов Интернет по данной предметной области.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем руководителей школьных методических объединений, которые дают практические задания "обучающимся" педагогам и отслеживают их выполнение.
Тематические семинары по вопросам информатизации организовываются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Microsoft Power Point)», «Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office», «Работа с тестовыми оболочками TEST-W2 и MyTestX», «Поиск в сети Интернет», «Разработка конспекта занятий с использованием ИКТ».
В помощь педагогам школы была создана творческая группа, которая разработала методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий в учебно - воспитательном процессе, пополнила школьную медиатеку не только ресурсами Интернета, но и электронными ресурсами педагогов: разработками уроков, внеклассных мероприятий, описанием проектов, презентациями.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИКТ - компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с учащимися организуются конкурсы педагогов: «Конспект урока с использованием ИКТ», «Электронный учебник», «Информационные буклеты для родителей».
Как одна из форм работы с детьми, обучающимися по форме экстернат, с 2009/2010 учебного года в школе было введено дистанционное консультирование, что также дало возможность педагогам совершенствовать свои навыки.
ИКТ широко используется в методической работе школы: на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Разработанная система повышения ИКТ - компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно — педагоги:
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют документацию, диагностику и т. д.);
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- активно используют информационные технологии в УВП;
- владеют навыками поиска информации в сети Интернете;
- создают мультимедийные презентации;
- умеют разрабатывать занятия с использованием ИКТ;
- владеют способами и методами применения ИКТ в работе с родителями.
Таким образом, для формирования и развития ИКТ - компетентности педагогов в настоящее время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды (формирования коллекции качественных образовательных ресурсов), от системной целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций. Также необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, и ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. Как сказал Сеймур Пайперт: «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать».
Литература:
1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN . - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6
3. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html
4. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с
5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlm
6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004.- N 3. - с.95-100