ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России»
Цели изучения предмета:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач
- развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у учащхся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение курса по русскому языку во 2 классе отводится 170 ч (5ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
личностные:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
метапредметные1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
предметные:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и
познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название разделов Кол-во часов Сроки изучения
1 Наша речь 4 02.09 - 05.09
2 Текст 5 08.09 - 12.09
3 Предложение 12 15.09 - 30.09
4 Слова, слова, слова… 22 01.10 - 30.10
5 Звуки и буквы 33 31.10 - 23.12
6 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 22 24.12 - 05.02
7 Части речи 46 06.02 - 24.04
8 Повторение 22 27.04 - 29.05
ИТОГО: 166 часов
Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану.
В соответствии с годовым календарным графиком, государственными праздничными днями, расписанием уроков на 2014 – 2015 учебный год по программе 166 часов. Количество часов сокращено за счёт итогового повторения на 4 часа.
Тематическое планирование учебного материала
№ Название разделов Кол-во часов Сроки изучения Требования к уровню подготовки
обучающихся Мониторинг
1 Наша речь 4 02.09 - 05.09 Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи.
Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания.
Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Оформлять самостоятельно предложения на письме.
Входная
диагностическая работа
05.09.2014 г.
2 Текст 5 08.09 - 12.09 Анализировать текст, определять его главную мысль и тему текста.
Составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ.
Озаглавливать текст
Составлять предложения из данных групп слов.
Составлять текст-описание.
Чётко и правильно произносить скороговорки.
Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться.
о каких детских играх лучше составить рассказ, предлагать свой вариант текста, обсуждать и оценивать результат выполнения работы Контрольное списывание №1
11.09.2014 г.
3 Предложение 12 15.09 - 30.09 Анализировать и определять цель высказывания предложений (сообщение, побуждение к действию, вопрос).
Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания.
Использовать термины «повествовательное предложение», «побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности.
Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания.
Составлять по рисунку ответы на вопросы о нашей Родине, о столице нашей Родины, о главной площади Москвы.
Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
Работать в группе: предлагать свои варианты предложений, обсуждать и выбирать наиболее удачные из них.
Составлять по рисунку предложения (работать в паре): рассматривать рисунок, составлять свои предложения, обсуждать различные варианты составленных предложений и оценивать результаты выполнения задания.
Озаглавливать текст (выделять его главную мысль).
Различать текст-диалог среди других текстов (работать в группе): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения задания
Диктант №1
18.09.2014 г.
Обучающее сочинение по картине
25.09.2014 г.
4 Слова, слова, слова… 22 01.10 - 30.10 Слушать звучащую речь и выделять в звучащей речи отдельные предложения, слова и звуки (гласные и согласные), из которых состоят слова.
Сравнивать слова — названия предметов, различающиеся одним звуком.
Работать в паре: анализировать задание к упражнению, обсуждать, какими согласными звуками могут различаться эти слова, выбирать наиболее удачные варианты выполнения письменных заданий, взаимно проверять результат выполнения работы.
Толковать (объяснять) значение пословиц
Диктант №2
10.10.2014 г.
Диктант № 3
27.10.2014 г.
Контрольное списывание №2
28.10.2014 г.
Обучающее изложение
29.10.2014 г.
5 Звуки и буквы 33 31.10 - 23.12 Слушать слова и выделять гласные звуки в слове.
Устанавливать особенность звучания гласных звуков.
Соотносить основные гласные звуки и буквы, их обозначающие.
Произносить слова с делением на слоги.
Наблюдать, какой звук всегда должен быть в слоге.
Диктант №4
14.11.2014 г.
Формулировать вывод на основе наблюдений.
Устанавливать соотношение количества гласных звуков и слогов в слове. » Работать в паре: анализировать задание, аргументированно объяснять свой вариант ответа, обсуждать и оценивать результат выполнения работы.
Определять эмоциональную окраску слов в соответствии с речевой ситуацией
Наблюдать и сравнивать (устанавливать) общее и различное деление слов на слоги и для переноса.
Формулировать правила переноса слов.
Уточнять формулировку правил по учебнику.
Строить полные ответы на вопросы. Использовать правила переноса слов (включая слова с буквами е. е. ю. я и с буквой й) на практике.
Работать в паре: подготавливать свой вариант
выполнения задания, сравнивать и анализировать
разные варианты,
обсуждать и оценивать результат выполнения задания
Анализировать звучащее слово, выделять ударный звук в слове.
Анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки.
Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.
Формулировать вывод по результатам сравнения.
Наблюдать за правописанием слов с безударными гласными.
Формулировать правило правописания слов с безударными гласными.
Продолжать высказывания, данные в учебнике.
Устанавливать способ проверки безударных гласных.
Применять на практике правило и способ проверки правописания безударных гласных в слове.
Толковать (объяснять) значение выражения через контекст, в котором оно употребляется
Обучающее сочинение
28.11.2014 г.
Контрольное списывание № 3
01.12.2014 г.
Обучающее изложение
10.12.2014 г.
Контрольный диктант №5
17.12.2014 г.
Проверочная работа.
18.12.2014 г.
6 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 22 24.12 - 05.02 Анализировать звучащие слова: выделять в словах только твердые согласные звуки [ж], [ш] , [ц], выделять в словах только мягкие согласные звуки [ч’],[щ’]; сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу с его обозначением на письме в ударном слоге.
Формулировать правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Наблюдать (анализировать) за правописанием слов с сочетанием шн.
Формулировать вывод о правописании слов с сочетанием щн.
Применять правила правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу— щу, чн, чк, щн в практической деятельности.
Составлять текст из групп слов; по иллюстрации; по началу (с использованием слов для справок).
Работать в паре: обсуждать смысл выполнения задания, выполнять работу самостоятельно, взаимно проверятьрезультаты.
Анализировать звучащие слова:
выделять мягкие согласные в словах;
наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним звука в словах типа семя — семья.
Объяснять употребление разделительного мягкого знака (ь) в словах.
Сравнивать произношение и написание слов типа: семя — семья, полёт — польёт и т. д.
Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком.
Толковать (объяснять) значение пословиц.
Объяснять роль выразительных средств (антонимов), использованных в пословицах
Контрольный диктант № 6
04.02.2015 г.
7 Части речи 46 06.02 - 24.04 Выделять в тексте (предложении) слова, отвечающие на вопросы кто это? что это?
Использовать термин «имя существительное».
Определять, является ли слово именем существительным по лексико-грамматическим признакам.
Различать существительные, отвечающие на вопросы кто? что?
Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Определять и изменять форму числа имени существительного.
Определять тему текста.
Озаглавливать текст
Различать существительные — имена собственные и существительные нарицательные (без терминологии).
Наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные (роза — Роза).
Наблюдать, как пишутся имена собственные.
Формулировать вывод по результатам наблюдений: имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы.
Подбирать имена собственные, соответствующие образу предмета.
Использовать правило правописания имён собственных в практической деятельности.
Выделять в тексте (предложении) слова, называющие действия предмета.
Использовать термин «глагол».
Наблюдать и устанавливать могут ли глаголы отвечать на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д.
Характеризовать глагол по его лексико-грамматическим признакам: глагол называет действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т. д.
Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Наблюдать за глаголами и устанавливать, изменяются ли они по числам.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Анализировать текст и устанавливать: в предложении форма числа глагола та же, что и форма числа имени существительного, с которым этот глагол связан.
Составлять предложения из групп слов.
Редактировать предложения и тексты: изменять форму числа глагола в соответствии с формой числа имени существительного.
Составлять текст по рисунку на заданную тему (работать в группе): рассматривать рисунок, подбирать глаголы, которые можно использовать в тексте, составлять свои предложения по рисунку, обсуждать результат выполнения работы, выбирать наиболее удачные предложения, составлять их них текст на заданную тему.
Определять тему рассказа по рисунку. Составлять рассказ.
Озаглавливать текст
Выделять в тексте (предложении) слова, называющие признаки предмета.
Использовать термин «имя прилагательное». Устанавливать вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.
Устанавливать, какие признаки предметов (размер, форма, цвет, вкус) может называть имя прилагательное.
Характеризовать прилагательное по его лексико-грамматическим признакам: прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам.
Наблюдать за прилагательными и устанавливать, изменяются ли они по числам.
Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки (цвет, вкус, размер и т. д.).
Выделять словосочетания имени существительного с именем прилагательным.
Подбирать к данным именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.
Составлять текст о друге (подруге) (работать в паре): подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения задания
Выделять предлоги в тексте.
Понимать значение (роль) предлогов в нашей речи.
Выделять в предложении существительное, к которому относится предлог.
Наблюдать, всегда ли предлог стоит перед существительным, к которому он относится.
Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения.
Упражняться в раздельном написании предлогов с другими словами.
Использовать правило правописания предлогов с другими словами в практической деятельности.
Объяснять, какая группа слов составляет предложение.
Объяснять, как связаны слова в предложении.
Анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чём) говорится в предложении и что говорится.
Выделять в предложении главные члены предложения, используя термин «главные члены предложения».
Устанавливать соответствие между представленной моделью предложения и предложением.
Толковать (объяснять) значение слов и выражений через контекст, в котором они употребляются, через подбор синонимов
Составлять предложения из данных слов, записывать их и выделять главные члены предложения.
Работать в паре: анализировать задание к упражнению
Обучающее
изложение
24.02.2015 г.
Контрольный диктант №7
27.02.2015 г.
Контрольное списывание № 4
05.03.2015 г.
Проверочная работа
06.03.2015 г.
Контрольный диктант № 8
18.03.2015 г.
Проверочная работа
14.04.2015 г.
Диктант
15.04.2015 г.
Контрольный диктант №9
23.04.2015 г.
8 Повторение 22 27.04 - 29.05 Толковать (объяснять) происхождение терминов
Называть буквы алфавита.
Объяснять особенности букв ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак); букв е, ё, ю, я.
Упражняться в определении порядка букв в алфавите.
Использовать знание алфавита в практической деятельности
Контрольное списывание
26.05.2015 г.
ИТОГО: 166 часов