Презентация Формирование коммуникативных учебных действий на уроках обучения грамоте
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кировская средняя общеобразовательная школа №9 Формирование коммуникативных учебных действий на уроках обучения грамоте. Учитель начальных классов Гузеватая С.Г. х.Хуторской2016г.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»Джона Дьюи
Целю современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность развития коммуникативных умений у обучающихся на начальном этапе обучения обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Задачи обучения:- учить умению сотрудничать и работать в паре;- быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений; - уметь слушать и слышать партнера; - свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Уже с первых страниц учебника дети учатся оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
Работа по Азбуке способствует обогащению активного словаря обучающихся. То есть, я ставлю детей в такую ситуацию, когда ребенок обязан употребить в своей речи новое слово. Ярким примером может служить заучивание наизусть стихотворений.
Ведется работа с многозначными словами и их правильным употреблением. Акцентируется внимание обучающихся на литературные приемы, в частности — сравнение.
В Азбуке огромное количество познавательных текстов. Чтение текста сопровождается работой по его осмыслению, которая так же способствует развитию у детей умения общаться, слушать друг друга, обогащать свой словарный запас.
Продуктивные задания, действительно, для ребят более интересны и важны, чем репродуктивные. Эти задания не содержат готового ответа в учебнике в легко воспроизводимом виде, надо подумать, поискать подсказки в тексте, либо в иллюстрациях. Именно они формируют практический опыт ученика, проверяют: сможет ли обучающийся в жизни воспользоваться полученными знаниями.
Такая работа способствует формированию устной монологической и диалогической речи, приучает слушать другого, правильно выбирать аргументы в доказательство или опровержение своих предположений, т. е. формирование культуры речи.
Построение плана работы обучающимися так же нацелено на формирование у них коммуникативных учебных действий.
Формирование коммуникативных умений способствует работа в парах. У ребят формируются умения слушать сверстников, договариваться между собой, делать правильный выбор, т. е. выбрать представителем обучающегося, который сможет запомнить все ответы и правильно их оформить в устной речи. Дети учатся выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика).
Развитие коммуникативных учебных действий осуществляется и на уроках письма. Этому способствует «Пропись». Работа в парах формирует у обучающихся способность к продуктивному взаимодействию.
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога Учитель- ученик ( диалог в большой группе) Ученик -ученики ( диалог в небольшой группе) Ученик -ученик ( диалог в паре)
Таким образом, умело используя на уроке материал учебника, я формирую у обучающихся коммуникативные учебные действия.
Вывод. В заключении, надо сказать, что средством формирования УУД служит технология проблемно-диалогического обучения. Учитель на уроке – режиссёр, а не докладчик. Этап объяснения нового сменился на этап «открытия нового знания» самим обучающимся. Репродуктивные вопросы – на продуктивные задания - получение своего собственного продукта – вывода, оценки.