Урок по русскому языку для 10 класса «Лексико-морфологические средства выразительности»
Урок русского языка для 10 класса
Лексико-морфологические средства выразительности
Цели:
1) Обобщить знания по средствам лексической выразительности.
2) Познакомить учащихся с грамматическими средствами выразительности.
3) Закрепить практически знания по лексико-морфологическим средствам выразительности.
1. Оргмомент (проверяется готовность к уроку).
2. Мотивация (объявляется тема и цели урока).
3. Повторение ранее изученного
3 человека у доски (Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Какое средство лексической выразительности лежит в основе данного высказывания?)
Блок мне кзался таким дорогим и бликим как в весеннм кусте соловей который поёт мне песню но ултит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) стоит касаться.
(сравнение)
В сознани писателя из бебрежного океана жизнеых впечтлений постоянно формирую(т, ть)ся точные и конкретные замыслы из глубин души и памяти открываю(т, ть)ся широкие горизонты изобильного материала.
(метафора)
Если б не Пушкин не Лермонтов не дяния дсятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой если б не музыка Бетховена Шуберта Моцарта не бесмертные плотна Тициана Рафаэля или Рембрандта человечество давно бы одичало опустилось на четвереньки и уплзло обратно в пещеры тем более что его всё время (не)одолимо тянт туда.
(гипербола)
Остальным учащимся предлагается выполнить задание:
Найдите соответствия:
1. Сравнение
А. Я вами осуждён, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы
2. Метафора
Б. О, как душа стихает вся до дна!
3. Метонимия
В. И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
4. Олицетворение
Г. Вы те же светлые, святые, молодые
5. Эпитет
Д. Ярким солнцем внизу пламенеет костёр
6. Анафора
Е. Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет
7. Анадиплосис
Ж. Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной.
8. Градация
З. Я дерзко оттолкнул писавшую мне руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
9. Полисиндетон
И. Уноси моё сердце в звенящую даль
10.Риторическое восклицание
К. И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Ключ: (каждый проверяет у себя)
1Д
2А
3Ж
4В
5И
6З
7Е
8Г
9К
10Б
4. Актуализация знаний
Вопрос классу: как вы думаете, какие из перечисленных средств выразительности мы можем отнести к лексическим?
Какое общее название у этих средств?
Итак, тропы – один из компонентов лексической выразительности. Но есть ещё три.
(2) Ключевые слова (выступление ученика)
Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста. В качестве примера приведу стихотворение Есенина, тему которого определить очень легко именно благодаря ключевым словам. Послушайте:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто по окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Итак, это стихотворение посвящено родине, на эту поэтическую тему указывают ряды ключевых слов: «родина», «Русь», «отчие поля», «золотая бревенчатая изба», «мои поляны и луга», «родина любимая». Что нам показывает этот пример? Особое значение ключевых слов подчеркнуто лексическими повторами («родина») либо скоплением слов определенной тематической группы (в нашем примере это слова, связанные с темой родины). Вот почему очень точным синонимом к слову «ключевой» является определение «главный». Читая текст, мы должны найти эти самые главные слова, которые определяют развитие темы.
(3) Номинативное и символическое значение слова (выступление ученика)
Каждое слово что-то значит. Так, например, слово «солнце» имеет такое значение: «небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля и другие планеты». Это и есть номинативное значение слова. В сознании человека устанавливаются очень прочные связи между явлениями объективной реальности и номинативным значением слов, поэтому воспринимаемое слово вызывает определённые зрительные, слуховые, эмоциональные представления. Слово в процессе своего бытования наполняется новыми значениями. Так, например, солнце связывается в нашем сознании со светом, с радостью, с теплом. Комплекс дополнительных смысловых и эмоциональных оттенков образует символический смысл слова.
Символический смысл не снимает номинативного значения, он наполняет его гулкой глубиной, придаёт слову объёмность, широту. Вот почему, работая с текстом, необходимо установить, какими словами «наполнено» его смысловое пространство, какие ассоциации, эмоциональные представления они вызывают.
Классу предлагается выполнить упражнение (в парах) для закрепления озвученного материала:
Карточка (одна на парту)
Прочитайте текст и вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:
Лес в который мы вступили был чревычайно стар. (Не)знаю бродили ли по нему татары но русские воры или литовские люди Смутного времени уже наверное могли скрываться в его захолустьях. В почтительном расстоянии друг от друга поднимались могучие сосны громадными слегка искревлёыми столбами (бледно)жёлтого цвета между ними вытянувшись в струнку стояли другие помоложе. Зеленоватый мох весь усеяый мёртвыми иглами покрывал землю. Всё молчало даже шагов наших (не)было слышно. Мы шли по мху как по ковру особео Егор двигался бешумно словно тень под его ногами даже хворостинка (не)трщала.
(И.Тургенев)
Выделите в тексте ключевые слова.
Определите их номинативное и символическое значение.
Постройте текст по клише:
С первых же строк мы (в-1: оказываемся, попадаем, погружаемся, входим) в таинствен___ древн___ _______________. Лес в культурном опыте наших предков всегда был (в-1: символом, обозначением, воплощением, проявлением) тёмного начала: в глухой чащобе скрывались злые духи, там прятались разбойники. Лес, в котором царит первобытный хаос, наполнен могучей силой громадных сосен. Вот почему в лесу, который описывает Тургенев, человек ощущает ____________________ ____________________ перед лицом природы, вот почему человек, бредущий по мёртвой хвое вечнозелёных великанов, похож на зыбкую __________________.
(4) Стилистическая окраска слова (выступление ученика)
Стилистически окрашенные слова – могучее и очень эффективное средство для выражения авторской позиции, для усиления экспрессии.
Эмоционально окрашенные слова не только называют предмет (явление, признак, действие), но и оценивают его, выражают связанные с ним чувства. Это добавочное значение (эмоциональное, экспрессивное, оценочное) накладывается на основное лексическое значение слова.
Эмоциональная окраска свойственна далеко не всем словам. Большинство слов в языке стилистически нейтральны. Они называют предмет, но не оцениваю его («небо», «земля», «работать», «красивый» и т.д.).
Словам нейтральным противостоят слова с ярко выраженной стилистической окраской: книжные, которые придают тексту «возвышенную» тональность, и разговорные, которые «снижают» текст, порой придают ему грубоватую окраску. Стилистически сниженные слова могут передавать не только отрицательную эмоциональную оценку, но и одобрительное отношение («дочурка», «мировой мужик»). И наоборот, слова «высокие» могут иметь ироническую окраску («блюститель», выражать неодобрительную оценку («пособник»).
Автор использует слова с яркой стилистической окраской для решения разных задач.
Сейчас вашему вниманию будут предложены разные тексты, а вы попытайтесь определить, какую цель преследует автор, используя в них стилистически окрашенные слова.
(Ученик читает отрывки, класс определяет, какую цель преследует автор, используя в них стилистически окрашенные слова):
«Получив от супруги душевный удар сковородкой, Евгений Петрович тут же капитулировал и смиренно поплёлся сажать огурцы»
(В.Кондаков)
(Книжные слова используются для создания комического эффекта).
«И хочется воскликнуть: «Люди, доколе?! Да когда иссякнет ваше долготерпение и мы ринемся в схватку с хамами, которые попирают наше достоинство?! Не качайте вы горестно головой, а накостыляйте тому, кто толкнул беременную женщину! И наглец своей вакуумно пустой головёнкой сразу поймёт: не надо так себя вести!»
(Ю.Лушков)
(Лексика различной стилистической окраски используется для усиления экспрессии).
«В кургузеньком пиджачишке, в мятой рубашонке, с какой-то клюкой в руке, он шустро чешет по лугу, чтобы среди травы найти редкое растение, а потом гневно шумит:
- Да гляньте вы, вахлачьё, это же горицвет! Только не рвите, а то ваши дети не увидят этого чуда!
Мы тупо взирали на тоненький стебелёк с золотистой головкой, давили комаров А спустя много лет поняли: жизнь – это величайшее чудо».
(И.Груздев)
(Слова со сниженной окраской используются для создания колоритного художественного образа).
5. Введение нового знания
Слово учителя: Итак, мы увидели, как много лексических возможностей скрыто в тексте для создания выразительности. Но сейчас я приведу одно высказывание писателя С.Антонова. Послушайте его: «Думать, что отсутствующая в душе теплота чувств и искренность образуется на листе бумаги автоматически, сама собой, только оттого, что писатель применяет несложную премудрость сравнений, метафор и прочих красот, - значит думать, что ветер получается оттого, что ветряные мельницы машут крыльями».
Ребята, выразительность текста определяется «температурой» авторского чувства, которое проникает во все клетки художественного текста. В распоряжении писателя есть много могучих средств воздействия на умы и сердца читателей. Сравните два слова: «человек» и «человечек». В них нет никакой иносказательности, но второе слово сразу же вызывает в нашем сознании образ жалкого, ничтожного существа. Как писатель добился этого впечатления?
(Благодаря использованию уменьшительного суффикса «ек»).
То есть, как видим, сама форма слова может быть средством выразительности. Вот почему следует обращать внимание на морфологические признаки слов, их морфемное строение. Вообще, грамматические возможности художественной выразительности очень велики. Очень часто автор намеренно использует слова определённой части речи, создавая особый художественный эффект. Давайте вспомним два стихотворения: Silentium Тютчева («Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои») и «Шёпот, робкое дыхание, трели соловья» Фета). В стихотворении Тютчева используются глаголы в повелительном наклонении, которые усиливают эмоциональность страстной проповеди лирического героя. Стихотворение Фета, напротив, лишено глагольных форм, в нём максимально ослаблено повествовательное начало, оно представляет собой как бы случайную совокупность зрительных и слуховых впечатлений, которые передают напряжённо-ликующее состояние лирического героя.
Сочетание грамматического и лексического значения может образовывать сложные смысловые образы, анализ которых позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.
Так, например, в стихотворении Тютчева «Как над горячею золою» мы можем прочитать такую строчку: «дымится свиток и сгорает». Глагол «сгорает» несовершенного вида, обозначает незаконченное действие, в то время как его лексическое значение предполагает завершённость процесса горения. На пересечении этих значений возникает особая смысловая глубина: бесконечное «сгорание» оказывается воплощением бессмысленного и безысходного существования лирического героя.
Итак, анализ приёмов морфологической и словообразовательной выразительности требует особого внимания к внутренней форме слова, умения воспринимать не только лексического значение, но и ту грамматическую оболочку, в которую это значение уложено.
Таким анализом мы сейчас с вами и займёмся.
6. Закрепление нового знания
Задание по вариантам (3 варианта): укажите, какими смысловыми и эмоциональными оттенками наделяют слова выявленные вами словообразовательно-морфологические особенности.
1 вариант: Там не смеются – там подсмеиваются; там не шутят – там подшучивают; там не слушают – там подслушивают.
2 вариант: Мы не любим – мы любили; мы не верим – мы верили; мы не живём – мы жили.
3 вариант: Это был ничтожный человечек с узеньким личиком, с приклеенными на нём крошечными глазками, в которых маслянисто мерцал какой-то липкий блеск. Он всегда носил в кармане заточенный карандаш и блокнотик, в который аккуратными, ровными буквами записывал тех, кто не выполнил домашнее задание или шумел на уроке.
7. Итоги урока (обобщаем практически озвученный на уроке материал)
Работа осуществляется в группах по 4 человека.
Карточка:
На море ночное мы оба глядели.
Под нами скала обрывалася бездной;
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звёздной.
Любуясь раздольем движенья двойного,
Мечта позабыла мертвящую сушу,
И с неба ночного, и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,
По-своему каждый, мы оба забыли,
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твоё утолилося горе,
Как будто бы звёзды тебя победили.
Выпишите имена существительные и распределите их по следующим группам:
а) природные образы;
б) отвлечённые понятия внешнего мира;
в) внутренний мир человека.
Какой символический смысл приобретает образ скалы, на которой стоят люди? Проследите взаимодействие внешнего и внутреннего мира. Укажите слова, с помощью которых организуется движение и переплетение разных смысловых планов.
Какие тропы используются в тексте?
Какие грамматические средства выразительности вы можете отметить?
8. Д/з: отметить лексико-морфологические средства выразительности в самостоятельно подобранном тексте.
13PAGE 15
13PAGE 14315