Презентация Тренировочные задания № 3 ОГЭ по русскому языку Средства выразительности
ОГЭ – 2017гТренируемся выполнять задание № 3СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
1. Метафора - это1. Чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).2. Непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).3. Красочное определение (вольный ветер).4. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
2. Олицетворение - этоСопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого(Французы двинулись, как тучи).Замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия(утес плачет в пустыне).Скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.Характер у неё был вулканического происхождения.Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.Я понял, что судьба моя висит на волоске.По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки. На жемчужном небе - перистые облака рассвета.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.Полина Алексеевна и мама были передо мной как на ладони.
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.
11. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.1. Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. 2. Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. 3. Майское утро дышало особенной прелестью. 4. До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.
12. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.1 Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. 2. Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. 3. Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. 4. Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
Ответы:- 4 7. - 2- 3 8. - 1- 2 9. - 4- 2 10. - 4- 4 11. - 4- 3 12. - 3