Презентация по русскому языку Средства выразительности речи (для подготовки к ОГЭ)


ЭпитетОбразное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:Грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться:—су­ще­стви­тель­ны­ми, вы­сту­па­ю­щи­ми в ка­че­стве при­ло­же­ний или ска­зу­е­мых, да­ю­щих об­раз­ную ха­рак­те­ри­сти­ку пред­ме­та: вол­шеб­ни­ца-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не толь­ко няня своей души (М. Горь­кий);—на­ре­чи­я­ми, вы­сту­па­ю­щи­ми в роли об­сто­я­тельств: На се­ве­ре диком стоит оди­но­ко...(М. Ю. Лер­мон­тов); Ли­стья былина­пря­жен­но вы­тя­ну­ты по ветру (К. Г. Па­у­стов­ский);—де­е­при­ча­сти­я­ми: волны не­сут­ся гремя и свер­кая;—ме­сто­име­ни­я­ми, вы­ра­жа­ю­щи­ми пре­вос­ход­ную сте­пень того или иного со­сто­я­ния че­ло­ве­че­ской души: Ведь были схват­ки бо­е­вые, Да, го­во­рят, еще какие! (М. Ю. Лер­мон­тов);—при­ча­сти­я­ми и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми: Со­ло­вьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы (Б. Л. Па­стер­нак); До­пус­каю также по­яв­ле­ние... бор­зо­пис­цев, ко­то­рые не могут до­ка­зать, где они вчера но­че­ва­ли, и у ко­то­рых нет дру­гих слов на языке, кроме слов, не пом­ня­щих род­ства (М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин). изобразительный прием, основанный на сопоставлении одно­го явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).Горят аулы, нет у них защиты.Врагом сыны отечества разбиты,И зарево, как вечный метеор,Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)Сравнение (сравнительный оборот) Срав­не­ния вы­ра­жа­ют­ся раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми:— фор­мой тво­ри­тель­но­го па­де­жа су­ще­стви­тель­ных:Со­ло­вьем за­лет­ным Юность про­ле­те­ла,Вол­ной в не­по­го­ду Ра­дость от­шу­ме­ла (А. В. Коль­цов)— фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или на­ре­чия: Эти глаза зе­ле­нее моря и ки­па­ри­сов наших тем­нее (А. Ах­ма­то­ва);— срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми с со­ю­за­ми как, слов­но, будто, как будто и др.:Как хищ­ный зверь, в сми­рен­ную оби­тельВры­ва­ет­ся шты­ка­ми по­бе­ди­тель... (М. Ю. Лер­мон­тов);— при по­мо­щи слов по­доб­ный, по­хо­жий, это:На глаза осто­рож­ной кошкиПо­хо­жи твои глаза (А. Ах­ма­то­ва);— при по­мо­щи срав­ни­тель­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний:За­кру­жи­лась листва зо­ло­таяВ ро­зо­ва­той воде на пруду,Точно ба­бо­чек лег­кая стаяС за­ми­ра­ньем летит на звез­ду.(С. А. Есе­нин) это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви Метафора Все ме­та­фо­ры де­лят­ся на две груп­пы:1) об­ще­язы­ко­вые («стер­тые»): зо­ло­тые руки, буря в ста­ка­не воды, горы сво­ро­тить, стру­ны души, лю­бовь угас­ла;2) ху­до­же­ствен­ные (ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ские, по­э­ти­че­ские):И мерк­нет звезд ал­маз­ный тре­петВ без­боль­ном хо­ло­де зари (М. Во­ло­шин);Пу­стых небес про­зрач­ное стек­ло (A. Ах­ма­то­ва);И очи синие, без­дон­ныеЦве­тут на даль­нем бе­ре­гу. (А. А. Блок) Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов) Олицетворение это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).Гипербола воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых доминирует целостное значение (попасть впросак, быть на седьмом небе от счастья, яблоко раздора).Выразительность фразеологизмов определяется:1) их яркой образностью (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных): как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши; б) к разряду языковых средств с положительной (хранить как зеницу ока — торж.) или отрицательной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).Фразеологизмы слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: (голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);Просторечные слова оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт  (А. С. Пушкин);Противопоставление (антитеза)