Презентация по русскому языку Средства выразительности речи (для подготовки к ОГЭ)
ЭпитетОбразное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:Грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья былинапряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).Горят аулы, нет у них защиты.Врагом сыны отечества разбиты,И зарево, как вечный метеор,Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)Сравнение (сравнительный оборот)
Сравнения выражаются различными способами:— формой творительного падежа существительных:Соловьем залетным Юность пролетела,Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:Как хищный зверь, в смиренную обительВрывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);— при помощи слов подобный, похожий, это:На глаза осторожной кошкиПохожи твои глаза (А. Ахматова);— при помощи сравнительных придаточных предложений:Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Точно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)
это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви Метафора
Все метафоры делятся на две группы:1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):И меркнет звезд алмазный трепетВ безбольном холоде зари (М. Волошин);Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);И очи синие, бездонныеЦветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов) Олицетворение
это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).Гипербола
воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых доминирует целостное значение (попасть впросак, быть на седьмом небе от счастья, яблоко раздора).Выразительность фразеологизмов определяется:1) их яркой образностью (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных): как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши; б) к разряду языковых средств с положительной (хранить как зеницу ока — торж.) или отрицательной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).Фразеологизмы
слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: (голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);Просторечные слова
оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);Противопоставление (антитеза)