Презентация по русскому языку и литературе: Средства художественной выразительности
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ(гипербола, метафора, эпитет) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»Дроздова Вера Александровна Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта. Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение);выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица;гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета.«У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Н. В.Гоголь) Найдите в данном отрывке гиперболы. Обоснуйте свой ответ. Он спустил добра коня да й богатырского,Он поехал-то дорожкой прямоезжею, Его добрый конь да богатырскийС горы на гору стал перескакивать,С холма на холму стал перемахивать,Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. Метафора (от греч. metaphora - «перенос», «переносное значение»);вид тропа, скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой на основании их сходства или ассоциации.«Трамвай с разбега / Взметнул зрачки …» (В. Маяковский) Сходство может быть: по форме (кольцо на руке – кольцо дыма);по цвету (золотой медальон – золотые кудри);по впечатлению (черное покрывало – черные мысли)по расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)по другим признакам… Виды метафор ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ (перенос черт неодушевленного предмета на человека) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (перенос человеческих черт или черт живого существа на неодушевленные предметы или явления) «Усиленный бой бестрепетных сердец…» (А.Фет) «Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.Тютчев) В каком предложении средством выразительности является метафора? 1.Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.2.Но результат не заставил себя ждать.3.Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.4.На улице тишь, только шаркает метлой дворник. Найди метафоры Первый снег опушил у деревьев ресницы.И в лесу и в полях – тишина, тишина.Вдруг из сада доносится голос синицы…Как теперь ее песенка сердцу нужна! (Н. Рыленков) Ах, метель такая, просто черт возьми!Забивает крышу белыми гвоздьми.Только мне не страшно. И в моей судьбеНепутевым сердцем я прибит к тебе. (С. Есенин) Эпитет (от греч. ерitheton - приложение);образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления;чаще всего имеет переносный смысл;может быть выражено прилагательным, наречием, существительным, глагольными формами Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.А.Некрасов) Найти в приведенном поэтическом отрывке эпитеты Мне теперь по душе иное...И в чахоточном свете луныЧерез каменное и стальноеВижу мощь я родной стороны. С. Есенин Но в эти дни последних запустенииВозникнет - знаю! - меж людей смельчак.Он потревожит гордый сон строений,Нарушит светом их безмолвный мрак.В. Брюсов Месяц пророчит истому и негу -Черные окна немого собораСмотрят угрюмо на белое поле...В. Брюсов Дополни предложения эпитетами У нее чешуйки (какие?)…Как одна чешуйка (какая?)…А другая рядом (какая?)…От них свет идет (какой?)…Плавнички у рыбки (какие?)…А в хвосте (какие?)… звездочки светятся;На головке (какой?)… владычицы(Какая?) … корона красуется.На волне (какой?)… рыбка качаетсяДа владенья (какие?)… оглядывает. Слова для справок: невиданные, чудесные, красивые, серебряная, алмазная, янтарная, ослепительный, несказанный, узорчатые, самоцветные, морской, золотая, крутой, зеленой, гривастой, морские. Выполни задание В предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены. Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя.М.Ю. Лермонтов Сравнение это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим;отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными; выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа. И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят.А.Ахматова Найди сравнение «Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.» А.Чехов«И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…»В. Шукшин Олицетворение - это художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры. Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства. Метонимия (от греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца...А.С.Пушкин Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога, анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит, спустя рукава. Иначе – фразеологические обороты. По смысловому объёму они равны слову, а по структуре – словосочетанию или предложения.значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.Как с гуся вода — кому-либо все нипочемКак снег на голову- неожиданно, вдругКапля камень точит — об упорстве и настойчивости Характерные признаки 1) воспроизводятся по памяти как целостные и в основном постоянные по составу: хоть пруд пруди, но не большой пруд;2) обладают единым значением: втирать очки – «обманывать»; мухи не обидит – «тихий»;3) в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической отнесённости какой-либо части речи: не от мира сего (прил.);прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы! (межд.);4) могут иметь одно или несколько значений: волк в овечьей шкуре – «лицемер»; до седьмого пота – «1) до крайнего изнеможения, усталости работать, трудиться и т.п.; 2) [с противопост. оттенком] до полного удовлетворения, вдоволь»; Значение фразеологизмов Фразеологизмы могут выступать в определенных сочетаниях с другими словами или оборотами: не помнить себя (от чего?); навострить лыжи (куда? откуда?).Общее значение (смысл фразеологизма) находится не в прямой зависимости от значений входящих в него слов-компонентов. Нет такой зависимости во фразеологическом сращении, куда часто включены устаревшие и уже непонятные слова; напр.: собаку съел – «специалист в своём деле» не зависит от значений слов «собака» и «съесть»; темна вода во облацех содержит ныне непонятную устаревшую грамматическую форму. Общий метафорический смысл характерен для фразеологических единств, имеющих омонимичные словосочетания с другими значениями: играть первую скрипку – «быть первым»; намылить голову – «отругать». Фразеологические сочетания опираются на значения формирующих их слов: страх / ужас берёт; отбить атаку. К фразеологическим выражениям относят поговорки, пословицы, штампы со страниц газет, журналов (не солгать – не продать), яркие цитаты из произведений художественной литературы («крылатые слова»): небо в алмазах (А. Чехов);свежо предание (А. Грибоедов). Контрольное задание Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался.Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.) Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.Грудь ее [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете.Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.Навстречу мне неслись клочья пены, течение шевелило ветви затопленных ольховых и ивовых кустов. Домашнее задание Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…» Приведите примеры гиперболы, метафоры и эпитета из художественных произведений (не менее 3 примеров). Источники: Литература в схемах и таблицах / Е.А.Титаренко, Е.Ф. Хадыко. - М.: Эксмо, 2012. - 320 с.Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.http://znanija.com/task/6323981http://ruistoriya.ru/kartochki-po-teme-metafora/http://5litra.ru/other/515-epitet.htmlhttp://www.solobr.ru/content/articles/index.php?article=1475http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=22http://polyidioms.narod.ru/index/0-149