Рабочая программа внеаудиторного занятия «Семейное воспитание», Класс: 2
МБОУ «Соловьевская средняя общеобразовательная школа им П.М. Васильева»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам директора по УВР Директор школы
Протокол № ___________ ___________
(Федоров ЕВ) (Собакин СИ)
« » ______ 2015г « »_________ 2015г « »______2015г
Рабочая программа внеаудиторного занятия «Семейное воспитание»
на 2014-2015 учебный год
Класс: 2
Учитель: Соловьева Алена Николаевна
Мырыла 2015г
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Ход проекта
3. Результаты проекта
4. Литература
5. Календарно-тематическое планирование работы над проектом.
Пояснительная записка
« Человеку важно знать свои корни —отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни".
Василий Песков
Данный проект внеурочной деятельности составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Разработанный проект упирается на Программу развития и формирования универсальных учебных действий,отдельных учебных предметов и духовно-нравственного воспитания. Направлен на изучение родословной учащихся , на развитие творческих инициатив детей и их родителей, создание условий на совместную деятельность, формирование культуры общения в семье. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Совместные праздники, а так же изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи. При составлении родословной, помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Тема проекта предполагает работу с семьей, семейными традициями, фотографиями, реликвиями. В рамках проекта планируется провести совместно с учащимися и их родителями беседы и праздники, а итогом проекта будет составление родословной каждого учащегося.
Тип проекта: творческо-информационный
Сроки реализации: проект долгосрочный, 1 год
Цель: способствовать закреплению интереса к истории своей семьи ,развивать познавательную и творческую активность, формировать коммуникативные способности и умения вести диалог, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, укрепление семейных ценностей, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи: Развитие УУД.
Познавательные: осмысление понятий, связанных с темой «Семья», осознание своей роли в семье, осмысление представлений о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди.
Личностные: Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям
Регулятивные: Освоение способов выражения позитивного отношения к семье и семейным ценностям, к планированию и целеполаганию в семье.
Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье
Ход проекта
I этап. Подготовительный.
Проведение родительского собрания совместно с детьми. Объявление целей проекта, обоснование его значимости.
Вводное занятие «Я и моя семья». Цель: Познакомить учащихся с понятиями « родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам, объяснение необходимости изучения своей родословной. Беседа: Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка. А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия. Вы соберете сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
Работа с родителями. Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода, о необходимости совместной работы с детьми, и оказания им посильной помощи в поисковой работе.
II этап. Сбор информации (в течение года)
Занятие «Мои мама и папа». Цель: выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям. Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.
Занятие «Мои братья и сестры». Цель: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.
Занятие «Мои дедушка и бабушка». Цель: выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях, наградах и занятиях.
Занятие «Мои прадедушка и прабабушка». Цель: выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях. Чаепитие.
Комплекс занятий «След войны в моей семье». Цель: воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны. Мероприятия: - беседа о Великой Отечественной войне;
- экскурсия совместно с родителями к памятным местам и монументам славы;
- встреча с ветеранами.
Анализ собранной информации. Родителям предлагается анкета "Ваша семья и традиции", ответы на которую они оформляют вместе с ребёнком.
III этап. Практический
Занятие «Моя родословная. Генеалогическое дерево». Цель:
систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить учащихся к составлению генеалогического дерева.
Составление генеалогического древа при помощи родителей.
3. Занятие «Семейные традиции». Цель: прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
Беседа: -Как вы понимаете слово «традиции»? Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные. Сегодня мы поговорим о семейных традициях.
-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?
Обсуждаете ли прочитанное? -Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть? -Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники? -Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье? Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях. -Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки? Ролевые ситуации и их обсуждение.
-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?
-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.
Составление календаря семейных праздников.
IV этап. Подведение итогов.
Мероприятие «Мама, папа,бабушка,дедушка и я - дружная семья». Цель:
обобщение итогов работы над проектом, составление своей родословной, защита проекта.
Праздник проходит в спортивно-игровой форме совместно с родителями и другими родственниками. Родители и учащиеся готовят номера, участвуют в конкурсах. Подводятся итоги выставки плакатов с изображениями генеалогического древа учащихся. Чаепитие.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи. Об интересных событиях, называть по имени, фамилии, отчеству членов семьи, получат возможность отбирать фотографии из семейного архива,оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений,составлять экспозицию выставки,использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности,обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,оценивать свои достижения,соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формирование целостного,социально ориентированного взгляда на мир в ограниченном единстве и в разнообразии природы,установки на безопасный.здоровый образ жизни,наличие мотивации к творческому труду,работе на результат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Результаты проектаРабота в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, учащиеся стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Литература:
1.Журналы «Начальная школа» и «Семья и школа».
2.И.Д.Буракаев, М.С Буракаева,М.Б Юлмухаметов «Уроки жизни».
3. Г.А. Лапшина сборник «Праздники в школе» издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.)4. Е. К. Ривина «Знакомим школьников с семьей и родословной».
5 ФГОС Рабочая программа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «МОЯ СЕМЬЯ-МОЙ ДОМ» ВО 2 КЛАССЕ В 2015-2016 г
№ занятия Тема занятия кол-во
часов Дата по программе Фактическая дата Примечание
1 Запуск проекта. План работы. 1 2 Рисунок моей семьи. 1 3 Семейное дерево. 1 4 Герб моей семьи. 1 5 Портрет мамы и папы 1 6 .Профессии родителей 1 7 Традиции семьи. 1 8 Семейные праздники 1 9 Наши бабушки и дедушки 1 10 Встреча с родителями 1 11 Методы воспитания в семье. 1 11 Поездки в музеи,экскурсии, выставки. 1 11 Рисунки,фото « Мой дом2. 1 11 Военное прошлое семьи 1 11 Права и обязанности в семье. 1 11 Моё имя,фамилия. 1 11 Животные в моём доме. 1 11 Беседа с родителями об основных семейных ценностях. 1 11 Моя семья- моя радость. 1 11 Мир увлечений членов семьи. 1 11 Мой успех:я+мама+папа+учитель. 1 11 Стихи о семье. 1 11 Встреча с родит.елями. 1 11 Дни семейного отдыха. 1 11 Выпуск газеты «Моя семья». 1 11 Семейные реликвии. 1 11 27.Спорт в семье 1 11 Чтение книг. Любимые авторы и произведения. 1 11 Семья- это всё. 1 11 как появилось слово семья. 1 11 Про любовь. 1 11 Мир да лад в семье. 1 11 Презентация проекта. 1 11 Праздник «Мама,папа,бабушка,дедушка и я-дружная семья». 1 11 1