Презентация по теме Семейное воспитание
Семейное воспитание(По Крившенко Л.П.)Выполнила Сойлемез Гульсара
План:1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.2. Характеристика семейной политики и демографии в России.3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.4. Семейное воспитание и семейное право.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиСемья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиК основным функциям семьи относятся:1. генеративная функция, обусловленная необходимостью продолжениячеловеческого рода, что является не только биологической потребностью,но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна.2.функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем,что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки«человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельностьименно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.3. экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях;4.гедонистическая функция, которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребности в еде, жилище и т. д. 5. рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т. д.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиСемейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.Семейное воспитание — это сложная и многогранная система. На него влияют:наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиЦелью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка;передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиОбщими принципами семейного воспитания являются:гуманность и милосердие к растущему человеку;вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;открытость и доверительность отношений в семье; ■ оптимальность взаимоотношений в семье;последовательность старших в своих требованиях;оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личностиТипы неправильного семейного воспитания: Безнадзорность, бесконтрольность; Гиперопека; Воспитание по типу Золушки (безразличие родителей); «Жесткое воспитание» (наказание за любую провинность ребенка); Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; Синдром опасного обращения с детьми (физическое наказание детей).
2. Характеристика семейной политики и демографии в РоссииТипы семей:Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная. М. И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи : благополучные, псевдоблагополучные,неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании.
2. Характеристика семейной политики и демографии в РоссииВместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семей:воспитательно сильные (15-20%);воспитательно устойчивые (35-40%);воспитательно неустойчивые (10%);воспитательно слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними (15-20%);воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой (10-15%);воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой (10-15%);маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией (10-15%);правонарушительские (10-15%);преступные (10-15%);психически отягощенные (10-15%).
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессеДеятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессеОбразовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении (направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей); воспитании детей (помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку (направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов); коррекцию (коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства). 3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессеПосреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации (направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.);координации (направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней); информировании в вопросах семейного воспитания (направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования).
Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей: советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
Педагогическая деятельность родителей делится на:конструктивную;организаторскую;коммуникационную.Конструктивная деятельность заключается прежде всего в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т. д.), с другой — организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
4. Семейное воспитание и семейное право'В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции Российской Федерации (РФ) говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах.В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким образом обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет местных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.
Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нормы, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе: Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положениями Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, применяются нормы международных документов.4. Семейное воспитание и семейное право'
29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).4. Семейное воспитание и семейное право'
Глава 21 Семейного кодекса РФ является новой. Она посвящена приемной семье — принципиально новой форме устройства по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.Расширение прав и обязанностей родителей в области семейного воспитания отражено в Законе РФ «Об образовании». Так, в ст. 10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.4. Семейное воспитание и семейное право'
Статья 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» фиксирует, что государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного возраста.Законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.4. Семейное воспитание и семейное право'
Закон РФ «Об образовании» значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Так, в ст. 52 фиксируются следующие права:родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением;родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.4. Семейное воспитание и семейное право'
Спасибо за внимание!