Доклад на педагогический совет на тему Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
Совершенствование аналитической культуры педагогов как основы повышения результативности
образовательного процесса
Зам. директора Шульгина Л.А.
Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.
Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.
Система аналитической деятельности – единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляет заместитель директора школы и учитель. В основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.
Аналитическая деятельность дает возможность учителю:
формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.
Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает его переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса.
В современной школе учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации. Во все времена к учителю предъявлялось требование обладать системой общепедагогических знаний, умений и навыков, однако необходимо признать, что, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей менялись и требования, предъявляемые к школьному педагогу. В настоящее время все большую роль приобретает профессиональный анализ самых разнообразных педагогических явлений. Как отмечают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.Л. Плетнева и др.), на сегодняшний день профессионализм - это понятие, стоящее в шкале современных ценностей на одном из первых мест.
В рамках фестиваля открытых уроков в нашей школе ведется работа над совершенствованием аналитической культуры педагогов как основы повышения результативности образовательного процесса.
Открытые уроки показали знание учителями преподаваемых предметов и основ методики их преподавания. На высоком методическом уровне были проведены уроки учителями начальных классов Поповой М. Д., Щербининой Н.А., Огиенко Е. В., учителем английского языка Исаевой Л. Е., учителями физической культуры Раковым А. В.. и Ейст И. С., отличавшиеся хорошим темпом, насыщенностью, грамотностью построения, доброжелательностью учителей.
Урок окружающего мира Огиенко Е. В., учителя 2 класса, по теме «Наша дружная семья» был насыщен разнообразием видов деятельности учащихся. На уроке учащиеся знакомились с понятиями «Семья», «Общение» и введение этого материала было основано на этих понятиях.
Выбранная структура урока позволила рационально решать задачи, поставленные на уроке, т. к. позволила усвоить, обработать, проанализировать объемный по содержанию материал за один урок. Все этапы урока были продуманы, логично связаны и распределены по времени, что позволило учащимся хорошо усвоить материал. На протяжении всего урока учащиеся самостоятельно добывали знания, использовались задания упражнений. Групповая работа предполагала большой психологический комфорт во время обсуждения проблемы со сверстниками без давления со стороны учителя. Работа в группе позволяет сплотить учащихся, воспитывать культуру общения, взаимопомощь.
На протяжении всего урока учащиеся чувствовали себя комфортно, свободно высказывали свои мысли. Общение учащихся с учителем было построено на доверии, сотрудничестве и взаимопонимании. Учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Щербинина Н.А., учитель 3 А класса, на уроке литературного чтения по теме « Б.Житков «Про обезьянку»» для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся использовала метод критического мышления «Шесть шляп», тестовую работу, словесную характеристику. Учащиеся самостоятельно работали с новым текстом, находили определенные места, читали их, делали анализ прочитанного, высказывали собственное мнение. Каждый ребенок показал тот успех, которого он достиг на уроке. Наталья Афанасьевна корректировала не правильные ответы учащихся, но не давала правильный ответ на вопрос, подводя ребенка к самостоятельному поиску ответа.
Марач Л.И., учитель 4 А класса, на уроке русского языка по теме «Местоимение как часть речи» для достижения цели урока использовала такие методы как словесный, наглядно-иллюстрированный, проблемно-поисковый и формы как фронтальная, коллективная, работа в парах. Мотивирование учащихся к уроку осуществлялось благодаря использованию игровых, информационных технологий, здоровьесберегающих технологий. Решению воспитательных задач способствовало использование загадок, выполнение упражнений воспитательного характера, физминутка. Этап рефлексии был связан с темой урока и позволил получить информацию о усвоении материала учащимися на уроке.
Однако, Людмила Ивановна на уроке предлагая учащимся работу в группах осуществляет взаимопроверку, т. е. учитель не ориентируется в формах работы.
Попова М.Д..учитель 4 Б класса, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное» ставит перед собой цель: обобщить знания учащихся по теме урока, развить умения определять падеж и правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Урок начался с психологической разминки. Все этапы урока были логично связаны, время было распределено рационально на всех этапах урока. Отбор дидактических материалов, наглядных пособий был в соответствии с целями данного урока.
Для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся Марина Дмитриевна использовала метод критического «Кластер», дидактическую игру (учащиеся хлопали в ладоши, когда слышали прилагательное женского рода, топали ногами, когда слышали прилагательное мужского рода, качали руками над головой, когда слышали прилагательное среднего рода, и создавали тишину, когда слышали прилагательное множественного числа), словесную характеристику, разноуровневые задания, лесенку успеха. Поставленные задачи и цель урока были реализованы.
Исаева Л.Е., учитель английского языка, на уроке во 2 классе показала эффективность использования ИКТ для повышения мотивации и познавательной активности учащихся начальных классов на уроке английского языка, разнообразие форм и приёмов. Уместное использование игровых моментов сделали урок познавательным и увлекательным.
Фомина Н.В., учитель английского языка, на уроке в 8 Б классе по теме « Are you good at sport» развивала лексические навыки учащихся (словообразовательная работа), навыки аудирования и говорения по теме урока, формировала интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Развивающие и воспитательные цели урока решались в единстве с общеобразовательной. Урок начался с использования приема психологического настроя, который проводился для создания благоприятной обстановки в классе.
Для определения темы урока было использовано творческое индивидуальное задание. Учащиеся самостоятельно определили тему урока, цель, задачи. Были использованы различные формы работы: групповая, работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальное задание. Систематизации материала способствовали все формы работы, что позволило охватить всех учащихся с различным уровнем подготовки. Для слабых учащихся наиболее эффективной была работа с презентацией. Парная работа и работа в группах способствовали более плотному усвоению материала учащимися.
При определении метапредметных связей решалась воспитательная задача - нацелить учащихся на необходимость занятий спортом, регулярном посещении спортивных кружков и ведения здорового образа жизни.
На уроке был использован фрагмент мультфильма 1975 г. что позволило использовать пару минут для отдыха (физминутка), а так же сделать плавный переход к следующему этапу урока.
Время отведенное на каждый этап урока было распределено рационально, между этапами осуществлялась логическая связь.
Общение учителя с учениками было построено на доверии, взаимопонимании, сотрудничестве. Учащиеся на протяжении всего урока чувствовали себя комфортно, старались высказывать свои мысли, формулировать высказывания.
Однако, на уроке не все обучающиеся были активны, некоторые испытывают затруднения, не все учащиеся могут свободно высказывать свои мысли на английском языке, т.к. не хватает словарного запаса слов.
Шевченко Е. Н., учитель математики, на уроке в 6 классе по теме « Сложение отрицательных чисел» вводит элементы занимательности, использует работу с дидактическим материалом, карточками индивидуальных заданий. При проведении устного счета Елена Николаевна использует игровые моменты, организует на своих уроках работу в парах, групповую работу учащихся. Для активизации деятельности учащихся, учитель проводит математические диктанты, самостоятельные работы, использует, наряду с традиционными, современные формы и методы ведения уроков, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Однако, на уроках Шевченко Е. Н. во время ответа учащиеся не соблюдают речевую грамотность, не совсем точно формулируют математические термины, на что учитель не обращает внимание.
Ейст И.С., учитель физической культуры, на уроке в 8 Б классе по теме «Баскетбол. Совершенствование техники элементов баскетбола. Мини-баскетбол. Значение утренней гимнастики.» совершенствовала навыки
учащихся в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных заданиях.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого обучающегося.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом. Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития и обученности обучающихся.
В подготовительной части урока обучающиеся выполняли перестроение в колонну по два в движении дроблением и выполняли общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц.
Инна Станиславовна использовала метод рассказа и показа. В основную часть урока входили задания, на которых совершенствовались физические качества, умения и навыки обучающихся: закрепление техники броска и ловли мяча одной рукой от плеча, от груди, из-за головы, с отскоком об пол на месте и в движении, штрафные броски, упражнения для развития ловкости, силы, координации движений.
В заключительной части урока были использованы упражнения на восстановление. Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.
Применение индивидуального метода при показе упражнений позволило учащимся почувствовать себя в роли учителя. Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока.
При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом. Нагрузка регулировалась при помощи измерения пульса – в диапазоне 90-140уд.мин.
При решении воспитательной задачи Инна Станиславовна уделяла внимание дисциплине.
Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
Стиль общения учителя с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении.
Демонстрируемые уроки позволили присутствующим познакомиться с опытом работы учителей, проследить за формой организации урока, увидеть методы, приемы, формы работ с учащимися, заимствовать позитивный опыт работы, интересные находки учителей. В ходе уроков прослеживалось формирование таких компетентностей, как информационные, коммуникативные, организационные, умение учиться, исследовательские, рефлексивные, личностные, решение проблем.