Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности Гражданско-патриотическое, семейное правовое воспитание


Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 12»
«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по ВР (коррекционной)
школы – интерната № 12
________________________
Е. В. Курочкина
«02» сентября 2016 г. «Р А С С М О Т Р Е Н О»
на заседании методического объединения воспитателей
протокол №1
от «26»августа2016 г.
Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол №1
от «29»августа2016 г. «У Т В Е Р Ж Д А Ю»
директор специальной(коррекционной)
школы-интерната № 12
______________________
И. А. Голубева
«02» сентября 2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по
гражданско - патриотическому, правовому, семейному воспитанию
7 класса
Воспитатель:Халеева Валерия Ивановна
Старопольский край, Предгорный район, село Юца
Количество часов по программе: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Учебный год 2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю) на изучение в 7 классе.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»
В связи с этим разработана программа образования младших подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 5-го по 8-й класс. Она включает в себя 4 направления связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности по гражданско – патриотическому правовому, семейному воспитанию
Конкретные задачи формирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Современное российское общество нуждается в такой личности российского гражданина, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, любовь к Отечеству, забота о природе, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здоровье.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет  патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край. республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Проблема воспитания молодежи в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривалась в трудах таких мыслителей, как Н.Макиавелли, Ю.Крижанич, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Фихте.
Я.А.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике», что лишь тогда наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия.
К.Д.Ушинский отмечал, что как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Программа ориентирована на воспитанников общеобразовательной школы – интерната №12 села Юца. Она определяет основные пути развития гражданской культуры подростков.
Цель программы:
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности.Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.
Формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи программы:
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Формы работы:
Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.
Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.
Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.
Придумывание или написание конца истории.
Встречи с работниками КДН, суда, прокуратуры, райотдела милиции.
Организация проведения тематических бесед.
Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.
Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.
Методы реализации программы:
Словесный (беседа)
Наглядно-образный (иллюстрации)
Практический (практическая работа)
Виды деятельности:
Рассказ воспитателя;
Беседа, обсуждение;
ИЗО.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты внеурочной деятельности:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (М1);
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2);
Работать индивидуально и в группе (М9)
Планирования и регуляции своей деятельности;(М10)
Коммуникативные УУД:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Познавательные УУД:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знаково-символических средств, общих схем решения;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решенияучебных и познавательных задач.
К концу обучения учащиеся должны знать:
Понятия таких слов как: «право», «закон», «обязанности»
Свои права и обязанности
Устав школы
Символику РФ
Учащиеся должны уметь:
1. Высказывать свою точку зрения
2.Уважать честь и достоинство других граждан.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма
Календарно-тематическое планирование
Дата Тема занятия Форма работы Литература
6.09 Беседа Т.Н. Максимова
Л.И. Гайдина «ГПД 7 класс»
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
Интернет –сайт «Открытый класс»
Интернет-сайт Классный час.ruИнтернет-сайт nsportal,ru13.09 «Правила поведения в школе» Рассказ, обсуждение ситуаций 20.09 «Примером сильны и сердцем отважны» Беседа, патриотическая викторина 27.09 «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Рассказ, обсуждение ситуаций 04.10 Всемирный день защиты животных Беседа, рассказ, обсуждение 18.10 «Конфликты в нашей жизни» Беседа 25.10 «С любовью к России» История страны и её символы Беседа, рассказ, обсуждение 01.11 «Умницы и умники» игра посвященная Дню народного единства Интеллектуальная игра 8.11 День согласия и примирения Рассказ, беседа. 15.11 «Каждой вещи свое место» Беседа. 29.11 « У мамы всегда добрые глаза» Беседа, обсуждение ситуаций 6.12 «Порадовать близких – как это просто» Рассказ, обсуждение 13.12 «День героев отечества» Беседа, просмотр кинофильмов 20.12 «Памятные страницы истории моей Родины» Патриотическая беседа 27.12 Школа самоорганизации «Искусство успевать» Заочное путешествие 10.01 «Твой труд дома» Беседа, обсуждение ситуаций 17.01 «Снятие блокады Ленинграда» Беседа. 24.01 «Мы вместе сильны! Мы едины! Познавательная беседа, обсуждение ситуаций 31.01 «Родина – это часть тебя» Литературная композиция 07.02 «Семья и семейные традиции» Беседа, обсуждение ситуаций 14.02 «Наш край» Рассказ 28.02 «Во славу Отечества» Беседа, просмотр и обсуждение видеоматериалов. 7.03 «Наши земляки известные люди» Беседа, обсуждение 14.03 «Потолкуем о маме» Беседа, игра 21.03 «Каким человеку следует быть? Наши права и обязанности» Беседа, обсуждение ситуаций 28.03 «Путешествие по неизведанным планетам» Беседа, обсуждение, викторина. 04.04 Пропаганда здорового образа жизни «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. Рассказ, тематическая беседа 18.04 «Международный день освобождения узников фашистских лагерей» Беседа 25.04 «Мама, папа, я – дружная семья» Рассказ, беседа, обсуждение 02.05 «Они сражались за Родину» Рассказ, беседа, обсуждение 09.05 «Подвигу народа жить в веках» Рассказ, беседа 16.05 «Мама, папа, я – дружная семья» Рассказ, беседа, обсуждение 23.05 «Патриотизм народа России» Беседа Материально техническое обеспечение внеурочной деятельности:
Т.Н. Максимова
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
Т.М. Кумицкая «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание»
М.Р. Мирошкина «Мое право - мой выбор - моя ответственность: Проекты и программы по гражданскому воспитанию детей»
Интернет – сайт «Открытый класс»
Интернет-сайт Классный час.ru
Интернет-сайт nsportal,ru