Система работы классного руководителя по созданию успешного классного коллектива и воспитание конкурентоспособной личности
2 слайд. Система работы классного руководителя по созданию успешного классного коллектива и воспитание конкурентоспособной личности .
Классный руководитель – это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.3 слайд. Моя деятельность как классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса, но за помощью иногда обращаются не только учащиеся моего класса, которые почти всегда получают поддержку.
4 слайд.Стараюсь формировать, насколько это возможно, мотивацию к учению и внеклассной деятельности каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования его интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы стараюсь создать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой индивидуальности, благополучного вхождения ребенка в социум, формированию успешной личности. Ведь в самом начале, дети говорили «мы не сможем» и «у нас не получиться», а сейчас, слышно «давайте попробуем» и «мы сможем».5 слайд. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому я, классный руководитель, для достижения воспитательных целей стараюсь организовать разнообразную деятельность детей, а для детей она является естественной жизнью. Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, всегда была и остается очень важной сферой в моей работе.
6 слайд. Занятия с детьми, помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеет существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Двери кабинета всегда открыты, каждую перемену и после уроков в классе много детей.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации воспитательной деятельности детского коллектива.
7слайд. Поэтому, с первых дней работы с новым коллективом учащихся, мною была поставлена цель: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к трудовой деятельности и нравственному поведению.
8 слайд. Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Воспитательный процесс выстраивается с опорой на познавательные, игровые, спортивные, творческие, коммуникативные и досуговые виды деятельности.
Дети часто с трудом адаптируются к новым условиям жизни, но не только им, но и мне пришлось адаптироваться к новому классу и учительскому коллективу.
9 слайд. Дети 14-15 лет являются уже почти состоявшимися личностями, и мне эти полтора года приходится как «рулевой» корректировать и направлять воспитательный процесс. С первого дня пребывания в школе пытаюсь создать атмосферу доброжелательности, комфорта, тепла и уюта, чтобы дети чувствовали себя, как дома, даже когда мне некогда и есть срочные дела, пытаюсь отложить их и уделить внимание каждому ребёнку, который находится рядом. Наши взаимоотношения строятся как «субъектно-субъектные». Некоторые дети приходят после каникул и говорят, что им надоело отдыхать, хочется в школу – значит, делаю вывод, что работа идет в правильном русле.
10 слайд. И то, что после окончания 9 класса около 20 детей из 29 собираются остаться в 10 классе, можно судить, что детям в школе и классе комфортно, создана благоприятная атмосфера для общения и обучения.
11 слайд. При составлении плана воспитательной работы на первое место выступает принцип гуманно–личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип – учет возрастных особенностей учащихся. Кроме того, учитывается и принцип деятельностного подхода к воспитанию.
12 слайд.Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, и постоянно стремились к познанию самих себя. Планирование внеклассной работы проводится совместно с учащимися, основываясь на плане воспитательной работы школы. Но без поддержки администрации школы, особенно в 8 классе, когда я только приняла этот класс в свои руки, после нескольких классных руководителей, которым по тем или иным причинам пришлось уйти, не получилось бы организовать успешный воспитательный процесс.
13 слайд. В начале работы, да и сейчас, пытаюсь максимально изучить семьи учащихся: уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для этого используются различные методы педагогической диагностики: беседа, анкетирование, наблюдение. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с максимальной эффективностью, привлекая родительский резерв. В классе более 50% детей живут и воспитываются в неполной семье. Сотрудничество с родителями заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей и вовлечении их в учебно-воспитательный процесс класса и школы.
14 слайд. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания проводится на родительских собраниях, которые проходят один раз в четверть по заранее продуманной тематике. Например: «Психологические особенности восьмиклассника», «Вредные привычки и их последствия» и другие. Приглашаются на классные собрания директор школы, заместитель директора по УВР, инспектор по делам несовершеннолетних. Проводятся индивидуальные консультации родителей по возникающим проблемам, где не только обсуждаются проблемы, но и даются практические рекомендации по их решению, не только на уровне классного руководителя, но и на уровне администрации.
15 слайд. Тесно работаем с родительским комитетом. Они активно участвуют в подготовке различных праздников: готовят костюмы, учат с детьми слова, покупают для детей подарки, организуют чаепития, организуют экскурсии.
16 слайд. На экскурсионной деятельности хотелось бы остановиться отдельно. В первые же каникулы мы с заместителем директора по воспитательной работе организовали трёхдневную экскурсию в город Санкт-Петербург, затем мы с классом побывали в городах Владимир, Суздаль, Углич, Киев, Казань, осенью следующего учебного года всё-таки
17 слайд. хотелось бы организовать экскурсию по странам Европы, так как опыт организации таких экскурсий у меня есть. Конечно, без поддержки администрации мы не обойдёмся. Экскурсии дают возможность узнать детей и родителей лучше, общаясь в неформальной обстановке, особенно, если эти экскурсии многодневные. Дети учатся находиться в незнакомом социуме, проявлять или сдерживать себя. Этот опыт для воспитательного процесса я считаю очень важным.
18 слайд. В классе сложились свои традиции: поздравление именинников, которое включает вручение подарка, поздравления учащихся с календарными датами «8 марта» и «23 февраля».
Перед началом учебного года родительский комитет собирает группу родителей, и они готовят класс к новому учебному году. Результат труда родителей и мой вы можете сами увидеть. Когда дети приходят в класс и говорят, что у нас уютно и хорошо, это очень приятно. В конце учебного года обязательно поощряются самые активные родители в жизни класса. Все получают благодарности за содействие в воспитании детей, вручаются благодарственные письма самым активным родителям.
Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива, где каждый школьник реально участвует в управлении делами класса. Задача заключается в помощи учащимся понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои правила и заповеди, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу.
Учащиеся класса являются активными участниками всех мероприятий, которые проходят в школе. Дети посещают школьный танцевальный коллектив под руководством Масевич Алёны Николаевны, выступают на сценах не только школы и города, но и Одинцовского района. Есть в классе таланты сценического мастерства, ведь проведённые выступления под руководством нашего класса, такие общешкольные мероприятия, как «Масленница», «Новый год для старшеклассников», говорят сами за себя. В классе есть свои фотографы, видеооператоры, монтажники фильмов. Поэтому, какие бы мероприятия не проводились в школе, ребята нашего класса всегда в числе лидеров. Кроме этого, они участвуют во всех конкурсах и акциях, проводимых в школе.
Существующая система классного руководителя определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания, уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самовыражение учащихся. Количество форм работы неисчерпаемо: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно–эстетическая деятельность, ролевые мероприятия. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию учащихся, их речи, интеллекта, формирование навыков критического мышления, все это способствует созданию успешного классного коллектива и воспитанию конкурентоспособной личности.