Семинар для педагогов Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося
Семинар для педагогов по теме:
«Психологический комфорт на уроке,
как фактор успешной самореализации личности обучающегося»
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.Создание благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Так что же такое «психологический комфорт»?
Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
просьбы, а не требования;
убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
компромисс, а не конфронтацию и т.д.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
сменой видов деятельности;
достижением желаемого результата;
поддержкой со стороны педагога;
верой в собственные возможности.
Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.
Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:
доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
создание ситуации успеха на уроке;
использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).
Таким образом для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.
Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.
Педагогические операции:
1. Выбор пластической позы.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «МЫ»
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.
1. Демонстрация расположенности.
Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.
2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.
3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.
Третья функция « возвышение» ребенка
1. Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.
2. Поддержание оптимистического рубежа
Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.
Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.
Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?
Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.
Рекомендации
Ходите на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»;
Стремитесь к профессионализму:
к собственному глубокому знанию предмета;
к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать;
к владению максимально широким набором педагогических приемов;
к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;
к умению дать обучающемуся возможность самореализации.
Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях;
4. Чтобы стать хорошим учителем, надо:
Любить детей;
Быть строгим;
Проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Короны»
Описание: На участников одеваются импровизированные «короны» с различными надписями: Игнорируй меня, Соглашайся со мной, Спорь со мной, Критикуй меня, Сомневайся во мне и т.д. Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника. Причем всем участникам нужно придти к единому мнению. Тогда ведущий объявляет о решении группы и приступает к обсуждению упражнения.
Обсуждение: Понял ли каждый участник, что за надпись была на его «короне»: Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли ему комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении? А что легко?
Работа в группах.
Группа №1
Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:
«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?
Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
Группа №2
Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс
он ответил: «Иди сама отсюда!»
Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группах.
Группа №3
Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания,
которые Вы задаете.
Ваши действия? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом можно предотвратить это? ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И завершить наш семинар хотелось бы притчей о Солнце и Ветре.
Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15